Итак, антропоцентризм и теоцентризм – противоположные характеристики западноевропейской и русской традиций понимания личности

Свобода и сопричастность – это следующая пара характеристик соответственно западноевропейской и русской традиций в понимании человека, характеристик, которые продолжают и конкретизируют уже названные: экзистенциальность и трансцендентность, антропоцентризм и теоцентризм. Русская открытость и сопричастность естественно объясняют формирование в России соборной личности. С.Трубецкой (в отличие от упоминавшегося определения личности Гегелем) утверждал, что каждый человек держит собор внутри себя. Он чувствует себя личностью в своем непосредственном, открытом отношении к другим людям, богу, Космосу. Он приобщён к Универсуму. Соборность как личностная характеристика означает ощущение себя частью общинного бытия – в мирской жизни, частицей общего дома – Вселенной – в жизни космической. Само слово – Вселенная – этимологически связано с «вселиться» - вселиться всем миром (крестьянское «мир» = «община») в общий дом – во Вселенную.

Итак, можно привести в систему, подытожить все названные черты понимания человека в западноевропейской и русской философских традициях. Это соответственно: экзистенциальность – трансцендентность, антропоцентризм – теоцентризм, атомарность – универсальность, свобода – сопричастность.

Одной из важнейших концепций русской философии 19 века является философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Его главные философские работы: «Кризис западной философии (против позитивистов)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Чтение о Богочеловечестве». Основная идеяучение о всеединстве, Софии, богочеловечестве. Его философияфилософия положительного всеединства.

В.Соловьеву и С.Н.Булгакову удалось создать философски-богословскую концепцию «святой Софии», Божественной Премудрости, которая разлита по всей природе. София – божественная сущность мира, ипостась Божества во Вселенной, которая приобщая человека к Космосу, рассматривая его винцом и центром творения, тем не менее, очеловечивает, делает живой и Природу.

К образу Софии русские философы обратились в исследовании смысловой стороны жизни общества. София обусловливала содержание, характер и общий лейтмотив их философских систем. София отражала смысловую ориентированность русской философии, она открывала жизне-смыслы, вносила их в общее русло исторического движения (В.Соловьев), и в хозяйственную сферу (С.Н.Булгаков). София как живая реальность, мистическая или онтологическая, объективная или субъективная, принижающая образ всеприкрасной женщины и воплощающая в себе вечную женственность и любовь – такая София присутствует только в философии В. Соловьева. Здесь она предстает в виде безбрежной космической лазури с женским лицом. Многие интерпретаторы В. Соловьева воспринимают это как философский бред, мистику и фантастику. И действительно, трудно конкретно изложить и эмпирически-предметно представить этот образ в силу его мистичности, но именно он в явной или неявной форме присутствует почти во всех философских системах. Образ сохранился в русской философии в целом, обозначая принцип человеческого существования на Земле на основах любви. София есть Мудрость и как таковая обусловливает жизнь, действования и поведения человека. Мудрость жизни – в единении с природой, богом и Космосом. Всеединение, а не противопоставление человека природе, возвеличивание и выделение из неё не антропоцентрической гордыни, но живое чувство единого мира, не покорительская деятельность вооружённого техникой человека, но любовь к природе и отношение к ней как к воплощению истины, добра и красоты – этот софийный пафос определяет философские системы русских мыслителей.

Но для В.Соловьева – это еще и основная идея философствования.

Однако для уяснения русского понимания указанного отношения человека к природе важно знать, что София объединяет человека с природой на основах любви. Любовь – для русского миросозерцания есть в большей мере всё объясняющий принцип. Когда В.Соловьёв хочет сказать, что такое София, он говорит о вселенской любви.София – наивысшая область бытия, она есть любовь. София – любовь проникает во все природные существа и вещества, одушевляя, одухотворяя, обожествляя и очеловечивая их. Вся природа становится близкой человеку. Поэтому и обращаться с ней надо как себе подобным. Не покорения она просит, она хочет доброго возделывания и родственной любви. Она просит единения с ней человека. София, объединяя человека и природу, выражает соловьёвскую концепцию всеединства. Она – во всем, а, следовательно, всё всему родственно, и если до сих пор нет вселенскости человечества, церкви и др., то это глубочайшие недоразумения, отсутствие понимания единого софийного начала во всём. В реализации этого единство заключается познание принципа софийности. Отношение человека к природе должно быть софийным, то есть мудрым, любовным и родственным.

Конечно, не только софийный пафос характеризует русскую философию как некое мировое явление.

В.Соловьёв даёт принципу определение, онтологический и нравственный статус. С.Н.Булгаков берёт его как нравственную идею, назначение которой – наполнить нравственным содержанием хозяйственную деятельность человека. Н.Ф.Фёдоров, хотя и не использует терминологически этот принцип, тем не менее вся его философская система – пример возможной реализации софийного отношения человека к природе, к Вселенной, ко всем людям на Земле.

София В.Соловьёва. Русская философия уникальна в том отношении, что ей свойственны гениальные догадки, яркие метафорические образы, интуитивные проникновения в истину. Она по яркости, образности, красоте содержания и вдохновению описания сродни русской литературе. И главное, что для них является общим, - это совестливое отношение к миру природы и общества, что обусловливается их пониманием сопричастности человеческой души к безднам космического бытия. Более того, душа в русской философии объемлет всю чувственно-предметную реальность. Она огромна, она перерастает собственную индивидуальную психическую реальность, выходит в область предельного и всеобъемлющего бытия, она пронизывает всю объективную реальность. Поэтому учения всех русских философов, - такие разные, - но одновременно насыщенные единым колоритом и одним лейтмотивом: благодарение перед миром, его духовное чувствование и любовно-нравственное к нему отношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: