double arrow
I. ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Схема наблюдения №2. Наблюдение за особенностями коммуникативной деятельности учителя и учащихся на уроке

Схема наблюдение №1. Наблюдение за взаимодействием учителя и учащихся на уроке

УЧИТЕЛЬ
РЕАКЦИЯ НА ДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКА 1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляется отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жестокая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нём (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы плакать не пришлось».Ты не хочешь это делать потому, что у тебя это не получается»).
2. Похвала, ободрение или порицание ответа школьника, его поведения(не смешивать с оценкой!) – одобрительное покачивание головой, слова «Так…», «Продолжай», «Правильно» или противоположные действия и слова.
3. Шутки, использование юмора. Доброжелательный, поддерживающий, снимающий напряжение или, оскорбительный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям и каким образом (поддерживает всех, одного за счёт остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.).
4. Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная форма («Ты несёшь чушь! Откуда ты это взял!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь…»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить»). Эта категория используется, когда речь идёт о дополнении, но как только учитель переходит к собственному, изложению материала, используется категория «рассказ учителя».
5. Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснения, почему поставлен тот или иной балл, содержательное или общее («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я». «Три. Мало стараешься») указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три – Почему? – Ещё я буду на уроке время тратить на объяснения.» «Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»).
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 6. Вопросы учителя. Характер вопроса, обращённость, форма.
7. Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников, конкретность или абстрактность изложения и т. д.
8. Распоряжения, указания, приказы. Форма.
9. Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательное, нейтральное, жёсткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность.
10. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность
УЧЕНИК
ДЕЙСТВИЯ, ПОБУЖДАЕМЫЕ УИТЕЛЕМ 11. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.
12. Реакция на шутки учителя.
13. Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.
14. Реакция на замечания учителя.
15. Реакция на оценку.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 16. Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом урока. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п.
17. Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом.
18. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и по его инициативе. Форма, манера обращения детей друг к другу.
19. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.
         

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ






Класс________________ Предмет ____________________________ Учитель ___________________________
Дата _________________ Тема урока__________________________  

Цель посещения - …

  Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Формы коммуникативного воздействия 1 2 3 4а 4б 4в 4г 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7
2. Соотношение речи 1 2 3 4 5 6 7
3. Методы учебной работы, направленные на развитие ребенка   1 2 3 4 5 6 7а 7б 7в 7г 8
4. Формирование навыков учебной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
5. Характер контроля и оценка знаний 1а 1б 1в 1г 1д 2 3 4 5

Действия учителя

Принимает отношение, тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере.

Поощряет инициативу ученика, развивает его идеи, предложения.

Побуждает учащихся к деятельности.

Обращения к учащемуся только:

а) по имени,

б) по фамилии,

в) смешанное,

г) индивидуальные исключения.

Объяснение, развитие собственных идей.

Команды, указания, которые должен выполнить ученик.

Одобряет действие или поведение ученика.

Дисциплинарные замечания.

Критические замечания директивного характера в раздраженном, повышенном тоне.

Апелляция к авторитету учителя.

Шутка с целью снятия напряжения, разрешить конфликтную ситуацию.

Действия учащихся

Свободное обращение к учителю.

Свободно выражают собственное мнение, идеи, предложения.

Ответ только на обращение учителя (свобода высказывания собственных идей ограничена).

Ответ учащихся по собственной инициативе.

Учащиеся работают самостоятельно с книгой по указанию учителя.

Заинтересованность содержанием урока.

Безразличие, скука.






Сейчас читают про: