Энергетические затраты рабочих большинства промышленных предприятии благодаря механизации и автоматизации трудовых процессов, сокращению продолжительности рабочего дня и рабочей недели уменьшились и составляют в сутки несколько более 3000 ккал (см. табл. 2.7).
В основе питания рабочих, занятых в промышленности, строительстве и на транспорте, лежат общие принципы рационального питания. Наличие на предприятиях столовых позволяет при составлении рационов питания учитывать особенности данного производства.
2.5. Особенности питания отдельных групп населения
Таблица 2.14 Режим питания для работников различных смен
| Время приема пищи | Распределение рациона, % | ||
| 1-я смена | 2-я смена | 3-я смена | |
| Утро (завтрак) Полдень (или обед на работе) Обед (17... 18 ч) Вечер (ужин) | 25 20 35... 40 15... 20 | 25 35... 40 20 15... 20 | 20 (после работы) 35... 40 30 (перед работой) 10... 15 (ночью во время работы) |
Особенностью питания лиц, занятых физическим трудом, является повышенное содержание в рационе белков и жиров. При организации питания молодых рабочих следует учитывать их повышенную потребность в белках, что связано с физиологическими особенностями растущего организма, и особенно в полноценных белках животного происхождения, на долю которых должно приходиться до 60% общего количества белков. Важная роль отводится молочным продуктам, которые содержат необходимый для растущего организма кальций.
Потребность в углеводах рекомендуется удовлетворять за счет хлебобулочных и макаронных изделий, картофеля, круп.
Повышенные потребности в жирах покрываются равномерно за счет животных и растительных жиров.
В табл. 2.14 показано, как распределяется суточный рацион по отдельным приемам пищи при четырехразовом питании.
Такой режим обеспечивает потребление в рабочее время около 50 % рациона и поддерживает необходимую работоспособность.
Питание студентов
Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта.
Учебная деятельность требует значительного нервно-эмоционального напряжения; волнение перед сдачей экзаменов и во время их приводит к повышению кровяного давления, увеличе-
2. Основы физиологии, гигиены и санитарии питания
нию частоты пульса и дыхания. Значительную часть суток студенты ведут малоподвижный образ жизни, их физическая активность невелика. Только часть учащейся молодежи занимается спортом.
Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывают изменения привычного уклада жизни.
В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогумо-ральной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов.
В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевания пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др.
Ассортимент продуктов для студентов вузов и учащихся техникумов представлен в табл. 2.15.
При выборе продуктов следует учитывать ограниченность денежного бюджета студентов. С целью обеспечения рационов студентов достаточным количеством биологически ценных белков следует использовать их дешевые источники (субпродукты, обезжиренное молоко, нежирный кефир и др.).
Для обеспечения потребности в жирах в рацион необходимо вводить в непрогретом виде растительное и сливочное масла (20... 25 г). Следует избегать избытка сладостей, так как это может привести к ожирению и сахарному диабету, потребление сладостей, особенно прилипающих к зубам, приводит к кариесу.
Таблица 2.15 Среднесуточный набор продуктов, рекомендуемый для студентов вузов и учащихся техникумов
| Количество, г | ||||
| Название продуктов | для студентов вузов | для студентов техникумов | ||
| мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
| Мясо и мясопродукты | ||||
| Рыба и рыбопродукты | ||||
| Молоко | ||||
| Творог |
2,5. Особенности питания отдельных групп населения ___________ 117
Окончание табл. 2.15
| Сметана | ||||
| Сыр | ||||
| Всего молока и молоч- | ||||
| ных продуктов в пере- | ||||
| счете на молоко | ||||
| Яйца | ||||
| Масло животное | ||||
| Масло растительное | ||||
| Сахар | ||||
| Хлебопродукты | ||||
| Картофель | ||||
| Овощи и бахчевые | ||||
| Фрукты свежие | ||||
| Сухофрукты |
С целью ликвидации последствий малоподвижного образа жизни следует шире включать в питание растительные продукты, являющиеся источником пищевых волокон.
Больше внимания необходимо уделять удовлетворению физиологических потребностей учащейся молодежи в пищевых веществах, часто являющихся дефицитными, а именно ввитами-нах: С, А, Вь Вэ, Вб, а также соблюдению рекомендуемых соотношений кальция и фосфора (1: 1,5). Следует избегать частого потребления блюд и продуктов, содержащих много поваренной соли (соления, копчености, маринады, соленая рыба).
В качестве источников витамина С необходимо использовать отвар шиповника, зеленый лук, капусту белокочанную в сыром виде.
С целью обеспечения витамином А, помимо продуктов животного происхождения, необходимо систематически потреблять источники В-каротина, такие, например, как морковь (с жирами).
Исключительно важно соблюдать принципы сбалансированного питания в период экзаменационных сессий. В этот период
118 ___________ 2. Основы физиологии, гигиены и санитарии питания
необходимо увеличение в рационе доли продуктов, содержащих белки и витамины, повышающих эмоциональную устойчивость организма.
Важнейшая роль в сохранении здоровья учащихся принадлежит соблюдению режима питания. Прием пищи должен быть 3—4-кратным.
Особое внимание следует уделять завтраку. Завтрак должен содержать 25... 35 г белка, 30 г жира и 100 г углеводов. Рекомендуется включать горячее блюдо из мяса, рыбы или картофельно-овощное, яичное, творожное, а также масло, сыр, колбасу, чай, кофе, какао.