Комплексные (включают в себя все основные направления развития ребенка).
Парциальные (включают в себя одно или несколько направлений развития ребенка).
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
Сегодня педагогический коллектив вправе самостоятельно выбирать программу для работы с детьми. Многие коллективы выбрали такие программы, как «Детство», «Радуга», «Сообщество», «Развитие». Названные программы отражают идеологию педагогики развития и являются средством развития познавательной мотивации, способностей личности ребенка, его образа мира и обеспечивают в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми становления общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры в дошкольном возрасте.
Особый интерес вызывает образовательная программа «Школа 2100», созданная коллективом ученых и практиков под руководством академика РАО А. Л. Леонтьева.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
|
|
Содержание ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствует российским культурным традициям.
Разделы программ включают в себя развитие речи ребенка, знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Программа «Школа 2100» ориентирована на следующее:
— развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников;
— развитие способностей у ребенка;
— формирование творческого воображения;
— развитие коммуникативности.
Программа обеспечивает:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
— эмоциональное благополучие каждого ребенка;
— интеллектуальное развитие ребенка;
— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
— оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
В программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.
Анализ планирования учебно-воспитательной и коррекционной работы аттестуемых учителей-логопедов показал, что содержание занятий, отбор программных задач, дидактического материала ориентированы на всех детей, без учета индивидуальных особенностей интеллектуальных и речевых возможностей.
Примечание: Автор книги является экспертом Городской аттестационной комиссии Санкт-Петербурга по аттестации учителей-логопедов.