Интерпретация типов взаимного оценивания в диаде

Пример вторичной матрицы взаимных оценок по критерию А (Б, В, Г)

Таблица 3

Пример матрицы взаимных оценок А (Б, В, Г)

Таблица 2

№№ Ф И О                 Сумма ЛОГ
  И-в Х +2 +2   -2 -1 -1 +1 +1 0,13
  П-в   Х -1 +2 -2 +2     +1 0,13
  С-о +2 +2 Х +1 +1 +2 +1   +9 1,13
  К-к -2 -1 -1 Х -1   -1 -1 -7 -0,88
  О-в +2     +1 Х +1 -2 -2    
  С-в +2   +1 +2   Х -1   +4 0,5
  Ж-в +2 +2 +2 +1 +1 +1 Х   +9 1,13
  С-в +2 +1 +1   +1 -1 -1 Х +3 0,38
Сумма +8 +6 +4 +7 -2 +4 -5 -2 Х
ГОЛ 1,0 0,75 0,5 0,88 -0,25 0,5 -0,63 -0,25 Х

Анализ взаимных оценок в каждой паре дает возможность выявить конфликтные и потенциально конфликтные диады в зависимости от критерия оценивания (соответствующей группы качеств). Для этого первичные матрицы А, Б, В, Г трансформируются в треугольные (вторичные) матрицы, которые позволяют наглядно представить взаимные оценки членами обследуемой группы друг друга (см. таблицу 3). В этих целях предварительно первичные балльные оценки необходимо представить в виде специальных обозначений. Для обозначения используются следующие символы:

1. «+» уровень развития качества у партнера ниже, чем у субъекта - баллы +2 и +1;

2. «» уровень развития качества у партнера выше, чем у субъекта - баллы -2 и -1;

3. «О» уровни развития качества у партнера и субъекта одинаковы – балл оценки равен 0.

ФИО И-в П-в С-о К-к О-в С-в Ж-в С-в
И-в Х О О ― О + О + + ― ― О О ― +
П-в   Х + + + + + + + ― О О + +
С-о     Х ― ― + ― + ― О О О О
К-к       Х + + О ― + + О +
О-в         Х + О + + ― ―
С-в           Х + ― ― ―
Ж-в             Х + +
С-в               Х

Количество взаимных оценок (К) по одному критерию рассчитывается по формуле: K = N x (N – 1) x ½, где N – число членов группы. Например, в группе из восьми человек количество таких оценок равно: К = 8 х (8 – 1) х 1/2 = 28.

Возможные сочетания взаимных оценок в диаде и их интерпретация описываются ниже.

1. Взаимные оценки по типу «+ ―» или «― +».

Отношения, когда один из членов диады оценивает уровень развития рассматриваемого качества у другого выше, чем у себя, а другой оценивает уровень развития качества у партнера ниже, чем у себя, не конфликтны, не ведут к конкуренции, взаимной враждебности. Поведение людей, оценивающих друг друга, таким образом, является взаимно согласованным. Ролевые позиции четко определены, осознаны и признаны каждым членом диады. Обычно данный тип отношений характерен для ситуаций взаимодействия опытного и начинающего работника, различия в уровне развития профессиональных качеств, между которыми значительны и очевидны для них самих и окружающих.

2. Взаимные оценки по типу «+ О» или «О +».

Отношения, когда один из партнеров оценивает себя по уровню рассматриваемого качества ниже, чем другого, а тот считает что они равны, также не являются конфликтными, т.к. один из членов диады ориентирован на равные, паритетные отношения, а второй признает за ним право на более высокое положение.

3. Взаимные оценки по типу «О О» или «О О».

Взаимные оценки, указывающие на равенство партнеров по уровню развития рассматриваемых качеств, несут в себе потенциальную возможность межличностного конфликта. Межличностный конфликт может актуализироваться по одному из двух направлений: по вектору мотивации достижения объекта или по вектору мотивации избегания. В первом случае члены диады оказываются в конкурентных отношениях, когда хотят получить нечто, обладающее положительной валентностью (вознаграждение, оплата за труд, льготы и т. п.). Во втором случае они стремятся избежать выполнения некоторых функций (действий), обладающих отрицательной валентностью (невыгодное поручение, сложное и опасное задание, сверхурочная работа и т. п.).

4. Взаимные оценки по типу «――» или «― ―».

Взаимные негативные оценки свидетельствуют о выраженных конфликтных отношениях (не всегда явно осознаваемых) при высокой собственной самооценке. В случае их осознания в паре наблюдаются взаимные обвинения, непризнание претензий друг друга на высокую оценку профессиональных, нравственных, личностных качеств и др.

5. Взаимные оценки по типу «О ―» или «― О».

Отношения, когда один из партнеров оценивают себя по уровню рассматриваемого качества выше, чем другого, а тот считает что они равны, также являются потенциально конфликтными, но в меньшей степени, чем взаимно отрицательные оценки. Один член диады считает себя более компетентным в данной области взаимодействия, а другой ориентирован на равные партнерские отношения, поэтому его можно убедить в том, что сопернику следует уступать.

6. Взаимные оценки по типу «+ +» или «++».

Взаимные “положительные” оценки отражают такие межличностные отношения, которые характеризуются признанием авторитета своего партнера, когда он обладает более высокими профессиональными, нравственными, лидерскими качествами или лучшим отношением к выполняемой деятельности. В обычных условиях такие отношения не являются конфликтными, т.к. исключают возможность конкуренции, взаимной враждебности и выражают отношения взаимного уважения. Однако высокий уровень взаимного положительного оценивания (+2 +2) может определять стремление переложить ответственность на другого, предоставить ему право принимать решения и отвечать за их последствия. Такой тип взаимных отношений неэффективен и может приводить к конфликтам в условиях, которые отличаются: дефицитом времени на принятие решения, его высокая «цена» или характеризующиеся опасным для здоровья человека развитием событий т.п.

Полученные данные подлежат также количественному анализу с помощью расчета персональных и групповых индексов конфликтности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: