Литература
Толерантность (TOL)
Данный показатель описывает общую выраженность неагрессивных реакций обследуемого в конфликте.
Если у обследуемого балл по данной шкале преобладает над баллом по шкале агрессивности и выявлен:
· низкий уровень выраженности, то приведенное описание применимо к обследуемому в низкой степени;
· средний уровень выраженности, то приведенное описание применимо к обследуемому в средней степени;
· высокий уровень выраженности, то приведенное описание применимо к обследуемому в высокой степени.
Выбор в качестве ведущих способов стремления к сотрудничеству или избеганию ситуации конфликта характерно для лиц, эмоционально устойчивых, нефрустрированных, скромных, тактичных, доброжелательных, не склонных к лидерству. Вместе с тем они обладают повышенной чувствительностью к угрозе. Их отличает осторожность и сдержанность поведения, старательное планирование своих поступков.
1. Тест описания поведения К. Томаса // Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Изд-во «Петраком», 1992. С. 172-176.
|
|
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. С-Пб.: Питер, 2000.
3. Хащенко В.А. Типология поведения личности в конфликте (вариант интерпретации по методике К. Томаса) // Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. М.: Институт психологии РАН, 1995. С. 25- 35.
Общая характеристика
Методика, разработанная А.Н. Лебедевым (1989, 1995), предназначена для диагностики актуальных и потенциально конфликтных межличностных отношений в малой группе. В основе лежат модифицированные приемы попарного сравнения, взаимного оценивания, матричной обработки первичных результатов и т.п. Теоретическим основанием при разработке методики послужили представления о ведущей роли когнитивных компонентов межличностных отношений в возникновении и регуляции конфликта между людьми. Согласно данного подхода взаимные оценки обычно свидетельствуют о состоянии межличностных отношений в группе, их позитивности или их негативности. Кроме того, взаимные оценки могут служить индикаторами потенциального конфликта. Существенным отличием данной методики от других методов взаимного оценивания заключается в оригинальной процедуре оценивания. Она предполагает диагностику состояния межличностных отношений в группе посредством взаимного оценивания уровня развития деловых и личностных качеств другого человека (например, партнера) на основе сравнения даваемой оценки с самооценкой оценивающего. Параметры взаимных оценок и самооценок соответствуют четырем типам межличностных конфликтных отношений, которые характеризуются наиболее часто встречающимися негативными высказываниями людей друг о друге: «плохой специалист», «плохой работник», «плохой человек» и «плохой руководитель». Методика предполагает выделение специальных оценочных индикаторов, в виде распределения межличностных оценок и самооценок, позволяющих с достаточно высокой вероятностью выявлять, во-первых, потенциально конфликтные диады в условиях совместной деятельности, во-вторых, межличностную напряженность в той или иной сфере (области) отношений в группе, в-третьих, оценивать общее состояние внутригрупповых отношений.
|
|
Методика дает возможность дополнительно оценивать уровень развития деловых и личностных качеств членов группы, а также получать исходную информацию для определения мотивации внутригрупповых межличностных предпочтений, в том числе ответа на вопрос: что лежит в основе социометрического и референтометрического статуса членов группы?