Боятся – значит уважают?

НТ вызывают опасение. И не просто опасение, а часто панику. Поразительно, но имеет место даже такое явление, как «пиар против пиара»: определенные круги прилагают все усилия, чтобы убедить общество в том, что НТ – явление до крайности «грязное», «неэтичное», «незаконное»; на так называемый «черный PR»«вешают» все, что раздражает обывателя и вызывает любые отрицательные эмоции. Сам термин «PR»в итоге такой чрезмерно интенсивной «пропаганды» все чаще воспринимается неприязненно, в неразрывной связке с определением «черный». Очевидно одно: если бы потенциал этого явления по каким-то причинам не внушал противоестественного страха, никто бы не стал его столь активно «закапывать».

Явно выделяются две основные мысли, которые с ненормальной настойчивостью кто-то пытается внушать всем и каждому: с одной стороны, НТ стараются представить в качестве некоего «средоточия вселенского зла», с другой – навязывают идею об их низкой эффективности, ассоциируя их с чем-то чуть ли не уголовно наказуемым, подпольным, вроде статеек «продажных журналистов». Однако, будь эти безвестные «доброжелатели» хоть частично правы, отрасль НТ давно изжила бы себя, не выдержав жесточайшей конкуренции, которая царит на рынке РR-консультирования. Только вот зачем внушаются эти мысли?

Ответ, тем не менее, очевиден: дело всего лишь в попытке сохранить монополию, стремлении бюрократических кругов не допустить перехода в руки бизнеса того самого «секретного оружия», которое сделает его более независимым. Удобнее бизнес бесправный, бессловесный, неспособный ответить на произвол, всегда вынужденный подстраиваться под очередные «новые веяния». Только в этом случае можно «доить» его, «давить» неугодных, навязывать свои условия – все новые и новые.

Ведь именно в рамках развития НТ был разработан комплекс методик нейтрализации административного ресурса, хотячто-то подобное долгое время считалось невозможным. НТ позволяют манипулировать не только рядовым обывателем, но и различными видами элит, в том числе и властных. Наконец, они же дают возможность игнорировать СМИ, многие из которых давно уже стали «ручными» для тех или иных чиновников. Более того, немалая часть разработок в области НТ вообще не ориентируется на использование СМИ, считая их низкоэффективным посредником, без которого можно обойтись.

Естественно, что предприниматель, владеющий НТ, чувствует себя значительно увереннее: ему есть что противопоставить очередным «наездам». И это закономерное явление, сопутствующее развитию цивилизованных рыночных отношений: экономика не может не иметь рычагов влияния на политику... Конечно, такая тенденция не может не волновать целые социальные категории, успешно паразитирующие на нашем предпринимательстве и предпочитающие видеть его не сильным, а покорным.

Что же мешает уважаемым представителям бизнеса заставить уважать себя по-настоящему?

«Грузите компромат чемоданами...»

Смущает одно пренеприятное словцо – «компромат»; слишком уж неразрывно связано оно с понятием «черного PR».Нередко именно оно вызывает резкое неприятие НТ, воздвигает барьер, который современному деловому человеку преодолеть нелегко. Таков уж постсоветский бизнес – никому не хотелось бы, чтобы кто-то копался в деталях его предпринимательской биографии, вытаскивал на свет божий давно забытые подробности финансовых успехов, пропускал через мелкое сито все имеющиеся связи, выискивая среди них «криминальные» и «полукриминальные»... Да и подробный анализ личной жизни, если разобраться, тоже не особенно желателен – в конце концов, никого не должно касаться, как вы проводите свой досуг, в какой компании ходите в сауну, с кем выпиваете и у кого ночуете... Такие подробности вызывают только гадливость, и по отношению к конкуренту, пожалуй, что-то подобное заказывать не очень хочется, ведь и он потом может ответить тем же, да и вообще, не дело это.

Уточним сразу: компромат к профессиональным НТ отношения практически не имеет – не из «высоких этических соображений», а просто с точки зрения эффективности использования такового, которая слишком уж низкая. Сегодня нашего обывателя вряд ли чем-то можно удивить, и уж никак не «криминальными связями», «финансовыми махинациями» или «сексуальными извращениями». Да и использование компромата, как правило, является слишком «лобовым» и примитивным, чтобы претендовать на наименование технологии, – скорее это можно отнести к чисто журналистскому понятию «сенсации», но и сенсация должна быть актуальной. Объявления о наличии компромата на кого-либо, как правило, являются очередной не очень умелой попыткой некой не особенно заметной фигуры привлечь к себе внимание – хоть ненадолго оказаться «в фокусе», ощутить себя «значимой персоной». Если верить многим известным деятелям оппозиции, то у них этого компромата столько, что можно засадить за решетку чуть ли не всю нынешнюю деловую и политическую элиту, как на общенациональном уровне, так и в каждом регионе (но они этого почему-то не делают – возможно, относя к данной «элите» и самих себя?). Кстати, вполне возможно, что в чем-то они и правы: не зря говорится, что при большом желании можно найти основания, чтобы посадить буквально каждого совершеннолетнего жителя бывшего Советского Союза.

Конечно, в рамках НТ сбор компромата тоже может иметь место, однако его использование состоит отнюдь не в обнародовании, скорее, это «вспомогательная информация», помогающая лучше понять объект PR-кампании, его сильные и слабые стороны, выработать наиболее эффективную стратегию.

Еще раз напомним: НТ ориентированы на конкретный результат, а не на шумиху вокруг его получения, поэтому их функция – не «разоблачать», а решать конкретные задачи, в каждом случае свои.

Цвет нижнего белья директора предприятия и количество массажисток в его сауне никак не повлияют на объем продаж, хотя бы потому, относятся к реальным характеристикам, а не к идеализированному имиджу и просто не впишутся в этот имидж. Та же ситуация с финансовыми «компроматами»: обыватель их просто не поймет, поскольку они я него слишком «заумны», а «криминальные связи» вообще могут быть восприняты совсем не так, как ожидалось, например, как подтверждение надежности и серьезности фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: