НТ через СМИ: самое доброе и безобидное
НТ КАК ОНИ ЕСТЬ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
«Заказные статьи» принято считать неотъемлемым атрибутом любого PR,не только негативного. Действительно, что бы мы без них делали...
Из соображений корректности это называется «имиджевым материалом» – хотя, если вдуматься, особого смысла в таком определении нет: любой материал, так или иначе затрагивающий некое предприятие либо персону, оказывает влияние на их имидж. Только особенность «заказной статьи» в том, что она пишется и публикуется не на основе «необъяснимого творческого порыва» журналиста и даже не для того, чтобы занять оставшееся место в номере, – за нее платят, и порой весьма неплохо.
«Заказной материал» чаще всего можно определить «на глазок» довольно быстро. В «позитивном» случае – журналист приводит некий вымученный предлог, побудивший его обратить пристальнейшее внимание на то или иное предприятие (допустим, АО «Завод среднетяжелых чугунных конструкций») и его директора (какого-нибудь г-на Древодубова), а затем происходит бурное и неконтролируемое излияние в лучших чувствах, возникших после беглого знакомства с их деятельностью.
|
|
В качестве предлога может быть выбран какой угодно «информационный повод», вплоть до знаменательной даты вроде 7 лет и 3,5 месяцев с начала выпуска изделия ДЧНТ-911/ух («дрын чугунный невероятной тяжести диаметром 911 с улучшенными характеристиками»). Здесь же – с элегантностью бегемота «ненавязчиво вставляются» элементы скрытой рекламы, информация о ценах на продукцию, скидках, адресах торговых точек, телефонах – все, что удается затолкать на выделенную газетную площадь, к вящему удовлетворению г-на Древодубова. Вариантов в принципе всего два: либо г-н Древодубов человек не жадный и платит за написание «имиджевой статьи» с установленными параметрами одному из журналистов того самого издания, либо соображения экономии берут верх, и статью пишет кто-то из штатных работников завода (выбранный, например, за заслуги при составлении годового отчета), или, что еще хуже, сам г-н Древодубов. В первом случае есть надежда, что читатель данную публикацию не заметит на фоне других аналогичных «имиджевых шедевров» и вреда она не принесет, во втором же случае, скорее всего, она все-таки привлечет внимание, хотя формированию позитивного образа завода это и не поспособствует.
В «негативном» варианте все выглядит весьма похоже. Только вместо нездорового восторга автор статьи уже испытывает гипертрофированный «праведный гнев» и обнаруживает у пресловутого предприятия все недостатки, какие возможно.
|
|
При таком подходе может оказаться, что и экономику своей отрасли разрушил лично г-н Древодубов, и чугунные конструкции в целом принесли человечеству больше вреда, чем все эпидемии и стихийные бедствия в мировой истории. Кроме того, именно на изготовление того самого «дрына чугунного диаметра 911» ушли украденные Древодубовым средства простых граждан, «сгоревшие» вклады в банках, невыплаченные пенсии и детские пособия. На статьях негативной направленности заказчики склонны экономить меньше, и зачастую писать их доверяют все-таки журналистам, отличающимся особой язвительностью и «остротой пера».
Что можно посоветовать здесь с точки зрения НТ, при более профессиональном подходе? Прежде всего, скромно скрыть персону автора под любым псевдонимом; не из каких-то высших соображений, а просто чтобы ему ничего не сломали знаменитым изделием ДЧНТ-911/ух. Как бы то ни было, но в современных российских НТ «заказные статьи» все же используются, и достаточно часто: что поделать – тяга многих «пиарщиков» к печатным СМИ непреодолима и вполне объяснима, особенно если сами они являются выходцами из журналистики. При наиболее серьезном подходе журналистов вводят в курс дел лишь на уровне «официальной версии» и некоторых позиций «легенды», для них же наспех состряпанной. Задание дается предельно конкретно, но без объяснения стратегии; привлекаются предпочтительно те журналисты, которые подвержены дополнительным рычагам воздействия (в качестве «страховки»). Кроме того, задание дается только устно, любые письменные указания не допускаются. Обязательное требование: материал должен быть авторским и идти наравне с другими редакционными материалами, без всяких дополнительных пометок вроде «на правах рекламы» и т.п., а также не должен содержать прямой рекламы заказчика, чтобы «скрыть торчащие уши».
Теперь – что касается оплаты. На первый взгляд размещение материалов негативной направленности выглядит как «золотое дно» для журналистов и редакционных работников, однако это не совсем так. «Золотым дном» это является лишь в случае с наименее профессиональными «пиарщиками», или когда заказчик выходит на СМИ напрямую, минуя «промежуточные звенья». Для более профессиональных НТ-специалистов размещение оплаченных материалов (во всяком случае, с «классической» оплатой в финансовом выражении) – самый крайний случай, и прибегают они к этому редко (хотя бы во избежание «потери лица»). Исключения делаются только, например, при наличии крайне взрывоопасного материала, или если по какой-то причине нужно увидеть собственную статью без малейших изменений (т.е. основное значение имеет не информация, а форма ее подачи). Еще одно исключение – самый начальный уровень «раскрученности» темы, когда о ней еще никто ничего не знает и прессу не способна заинтересовать никакая информация в этой связи.
Чаще всего «пиарщики» стараются заинтересовать журналистов в долгосрочном сотрудничестве, используя дополнительные стимулы: возможность привлечения в состав пресс-групп на разовые проекты (в первую очередь – на выборы), взаимный обмен информацией и т.п. Более или менее сообразительный журналист всегда сам заинтересован в добрых длительных отношениях, поэтому может поступиться сиюминутной выгодой от гонорара за статью ради чего-то более «большого и светлого», пусть и в перспективе. Нередко действительно интересный материал может взять бесплатно и сама редакция – как из соображений «дальнейшего сотрудничества» с заказчиком либо исполнителем НТ-кампании, так и ввиду содержательной ценности: ведь все равно нужно публиковать что-то, интересующее читателя, чтобы издание покупали и читали.
Конечно, если же в нужном издании нет никого, кого можно привлечь перспективой, возможен и вариант оплаты. Главное при этом не переплачивать, чтобы не стать постоянной «дойной коровой». Литературный шедевр на заданную тему, скорее всего, написан явно не будет, да обычно этого и не требуется, поэтому платить следует только за реально выполненную работу, в зависимости от объема. Речь о принципиально более высоких расценках идет только в том случае, когда автор пишет от собственного имени, задевает серьезные силы, поднимает очень «скользкую» тему, т.е. когда потенциально подвергает себя опасности.
|
|
Иногда можно немного поднять ставку и при условии, что автор – штатный журналист нужного издания и берется не только написать статью, но и «протолкнуть» ее наравне с другими редакционными публикациями. При расчетах с журналистами в НТ рекомендуется платить только по факту сдачи окончательного варианта статьи, переработанной и исправленной в соответствии совсеми замечаниями заказчика (а доплату за размещение – только по факту выхода номера со статьей); предоплата обычно не практикуется, так как возможны и непредвиденные смещения сроков, и ошибки в размещении, и другие «сюрпризы». Особенно важно учитывать и возможный «форс-мажор», когда за несколько часов до сдачи номера в типографию «по звонку» спешно снимается или, наоборот, ставится тот или иной материал, о «заказе» просто «забывают», производят «несанкционированное обрезание» статьи и т.п.
Конечно, советов и всевозможных ноу-хау относительно того, «как правильно разместить заказную статью», «как не переплатить», «где разместить» и т.п., можно дать очень много, но нужно ли это вообще?
Нередко в пылу PR-кампании забывают об одном небольшом нюансе: за всеми этими выкладками, сложными договоренностями, графиками и диаграммами теряется тот, на кого PR - технологии и должны воздействовать, – человек. Не безликие «целевые аудитории» и «целевые группы», приписываемые себе каждым изданием, а обычный человек. Он отнюдь не так прост, как хотелось бы представителям СМИ, приписывающим себе его неограниченное доверие, определяющим его как «своего читателя» и уверенным, что формируют его мнение. Кстати, не сомневайтесь, что и вас по меньшей мере несколько расторопливых СМИ уже давно отнесли к определенным «целевым аудиториям», спланировали для вас примитивную поведенческую модель, наделили вас «типовыми характеристиками» и в таком виде «продают» вас – своим рекламодателям, заказчикам «пиаровских материалов»... Но, ознакомившись с этой «поведенческой моделью» и «типовыми характеристиками», вы бы явно не узнали себя и ужаснулись. Эффективность СМИ в том виде, как они подают ее сами, не существует, как и те «аудитории», на которые они якобы «опираются».
|
|
Рассмотрим одну из реальных схем реакции на публикации. Допустим, нас интересуют представители определенных кругов бизнеса, обладающие достаточно высоким уровнем достатка, чтобы позволить себе некие весьма дорогостоящие услуги элитного характера, и есть задача воздействовать на них через СМИ регионального уровня. Результаты всех исследований показывают, что большинство интересующей нас целевой аудитории достаточно регулярно знакомится с региональными СМИ, стараясь «держать руку на пульсе». Но более глубокие, хотя и менее широко озвучиваемые, исследования приводят несколько значимых «уточнений».
Как правило, наш объект отнюдь не «читает» те самые СМИ, как предпочитают убеждать себя их редакции, а именно «знакомится» – так сказать, «по диагонали»; причины – и отсутствие лишнего времени, и отсутствие возможности забивать себе голову посторонней информацией. Таким образом, он просто пропускает рекламные блоки и материалы, разделы вроде «Для дома, для семьи» и «Сад и огород», а также статьи «ни о чем». Цель «знакомства» (которое может занимать всего несколько минут, а за это время все издание прочитать невозможно даже при желании) – выявить материалы, имеющие значение для бизнеса: материалы о самом бизнесмене и его партнерах, о конкурентах, о людях, которые ему глубоко неприятны, о перестановках во власти и новых «раскладах», криминальные новости, статьи о «новых веяниях», затрагивающих его бизнес; чаще всего, наибольший интерес представляют темы «откуда могут прилететь проблемы», «к кому скоро прилетят» и «к кому уже прилетели». Даже экономические новости и аналитика просматриваются отнюдь не всегда (кстати, еще одно заблуждение журналистов), а курсы валют и так приходят на пейджер и регулярно передаются по радио.
Если попытаться «вклиниться» сразу в несколько из тем, чтобы гарантировать, что «заказные статьи» будут прочтены именно тем, кто нам нужен, – они должны задевать и политические «расклады», и «новые веяния» для бизнеса, и действительно чем-то удивлять, приковывать внимание. Но даже при этом речи о немедленной реакции не идет: мы всего лишь способствуем тому, что основные информационные блоки, заложенные в статьях, «откладываются» у объекта где-то, стимулируют интерес и при необходимости «всплывут».
Газеты, конечно, используются в качестве «официального источника информации», но заинтересованный представитель целевой аудитории склонен к «проверке» информации относительно ее «серьезности», поэтому лучше применять «заказные публикации» в сочетании: вначале с помощью интенсивных публикаций в разных СМИ (например, в течение двух недель), целевая аудитория убеждается, что о теме «все пишут» (фактор масштабности), а потом, допустим, с помощью слухов, что «все говорят» и «все знают». Таким образом, после некоторого периода «обдумывания» и «осмысления» потенциальный клиент продвигаемого таким образом предприятия обычно старается получить дополнительные сведения (любые), причем теперь уже из «неофициальных источников» (слухи); и просто публикаций теперь недостаточно – желательно, чтобы эти «неофициальные сведения» тоже существовали. Нередко наличие «свежих» публикаций является не основой PR-кампании, а лишь усиливает эффект запуска неформальных информационно-эмоциональных блоков: как правило, слух распространяется быстрее, если его предмет относительно известен, а интерес к нему в определенных кругах «подогревается» и другими каналами (в данном случае – официальными, которым, к тому же, не особенно доверяют и ищут дополнительную информацию).
Однако если попытаться здраво оценить реальную отдачу от публикаций заказного характера, вас поджидает масса дополнительных сюрпризов.
Приведем простой пример. Некое малоизвестное предприятие с целью «быстрой раскрутки» проводит «интенсивную информационную кампанию» продолжительностью в две недели, ориентированную на относительно элитную аудиторию: руководителей госструктур, чиновников, представителей бизнеса. За этот срок во всех сколько-нибудь значимых СМИ региона на самых лучших площадях и в самых читаемых номерах выходит серия очень качественных имиджевых статей (средний объем – от половины до целой полосы, так что не заметить их невозможно), в общей сложности – более 10. Информационная кампания проходит, и заказчик уверен, что пришло время пожинать блестящие результаты: но его ожидает шок – все представители целевой аудитории, с которыми встречаются он или его сотрудники, слыхом не слыхивали о его предприятии и обо всем, что столь настойчиво «продвигалось» в рамках информационной кампании; лишь три-четыре человека делают вид, как будто «что-то такое припоминают», но и то явно видно, что из вежливости. В какую же прорву ухнули все затраченные на «PR-кампанию»деньги и кто во всем этом виноват?
Характерно, что ничего необычного и нового здесь нет: в очередной раз подтверждается то, что тщательно скрывается от широкой общественности – отечественные СМИ сегодня не имеют даже малой доли того влияния, которое им приписывается. Попытка убедить заказчика, что львиная доля успехов PRприходится на неформальные каналы, – дело весьма неблагодарное, в глубине души человеку трудно смириться с этим, пока он не прочувствует все на себе. Поэтому в российском PRдо сих пор благоденствует «медийное» направление, где эффективность проектов измеряется в количестве публикаций, объемах газетной площади, минутах эфирного времени, количестве упоминаний торговой марки и т.п. Причем направление это – еще и одно из самых многочисленных... Все дело в том, что человеку рациональному, работающему в бизнесе, всегда хочется «пощупать» и «измерить» то, за что он платит деньги, иначе как увидеть отдачу от вложений? С работой через СМИ все проще простого: вышло такое-то количество публикаций в энном числе изданий, на протяжении двух недель, тираж изданий тоже строго определен, полоса публикации, вроде бы, самая элитная.
Зато, когда СМИ используются «по минимуму», у заказчика возникает недоверие: за что же тогда такие большие гонорары? В чем результат? Как его оценить? Кое-кто воспринимает «пиарщиков» как «торговцев воздухом» – действительно, для человека, предельно «приземленного», они и продают какие-то «эфемерные» материи: «имидж», «бренд», «политический капитал». А как с традиционной позиции «пощупать» процесс того же управления слухами или кулуарной внутриэлитной коммуникации? Разве что начертить несколько здоровенных таблиц и трехмерных диаграмм, что многие и делают «для успокоения клиента»... Поэтому когда в PR-кампанию наряду с другими технологиями включают публикации в СМИ, ошибка клиентов заключается в том, что они считают это основной, «ударной» частью (вполне вероятно, что потребности в публикациях и не было, а использованы они «для успокоения клиента»).
Но «удивленный заказчик» из приведенного ранее примера столкнулся как раз с «обратной стороной медали».
Представим, что те же публикации, которые вышли в рамках его «информационной кампании», выпущены для другого, менее обеспокоенного результативностью клиента. Подготовлено и выпущено более десятка серьезных высококачественных публикаций по теме в различных авторитетных изданиях, причем в сжатый двухнедельный срок. Это уже дает право называть их «мощной информационной PR-кампанией». При этом есть и еще один показатель успеха: все статьи вышли как редакционные материалы, без каких-либо пометок вроде «на правах рекламы». Все статьи, надо признать, действительно интересные, не каждый журналист сможет написать что-либо подобное даже за большие деньги. С точки зрения «медийных пиарщиков» и их клиентов все это – успешная PR-кампания по позиционированию предприятия. Клиент получает отчет о проекте с красиво оформленным «пресс-клипом» плюс какой-нибудь «график информационной интенсивности», «многомерную диаграмму воздействия на аудитории» и пару аналитических таблиц; порядка ради проводится «тестирование по принципу случайной выборки» – статьи даются для прочтения нейтральным журналистам и представителям целевой аудитории. Все, кто прочитал материалы, выражают свой восторг по поводу их качества и огромную заинтересованность предметом, и проект окончательно признается успешным. Заказчик удовлетворен и уверен, что на протяжении этих двух недель его предприятие интенсивно «продвигалось». Действуя на основе «медийного» подхода, он бы остановился именно на стадии некоторой эйфории и уверенности в полном успехе проведенной работы по позиционированию и остался бы в твердой убежденности, что та аудитория, которую использованные СМИ заявляют как своих читателей, уже обсуждает только его предприятие. Но заказчик оказался более «въедливым» и лично убедился, что никто из тех, с кем он встретился, не прочитал ни одной из тех газет (хотя все они – люди с активной жизненной позицией, т.е. те, кто в первую очередь должен бы регулярно знакомиться со СМИ).
И это нормально. Многократно доказано, что на сегодняшний день можно опубликовать в СМИ любую, даже самую сенсационную информацию о ком или о чем угодно, но реакция общества будет нулевой. Кстати, это одна из причин, почему давно ушли в прошлое интенсивные «войны компроматов». Вообще, склонность к использованию газетных «компроматов» и «сенсаций» в России можно объяснить только ностальгическими мотивами. Действительно, было время, когда публикация разоблачительной статьи в СМИ, сюжет на радио или ТВ производили эффект разорвавшейся бомбы. Из-за обнародования чего-то тщательно скрываемого теряли насиженные места чиновники, следовал «порыв благородного негодования сверху», а застарелая проблема все-таки решалась. С журналистами предпочитали не ссориться, потому что для любой значимой персоны было немаловажно, в какой рубрике, на какой полосе и в каком контексте будет названа ее фамилия. С какими только вопросами не обращались в прессу советские граждане: неуважительное отношение сотрудников, продажа недоброкачественного товара, «проявление преступного равнодушия» и т.д. И им отвечали, а по запросам из редакций СМИ действительно «принимались решительные меры» (по крайней мере, в каждом частном случае).
Однако руководствоваться ностальгическими воспоминаниями в профессиональной деятельности сегодня – по меньшей мере, неразумно. Время, как известно, не стоит на месте, хотя не каждый готов принять этот факт и смириться с ним.
В профессиональной среде известен и еще один факт (хотя широко он не озвучивается): подавляющая часть информации, которую СМИ дают о себе, в какой-то мере недостоверно, и прежде всего тираж (даже самые правдивые СМИ завышают его минимум в 1,5-2 раза) и состав читательской аудитории (совсем не обязательно, чтобы «деловое» издание читала деловая элита, «общественно-политическое» – люди, интересующиеся политикой, а «развлекательное» – рядовой обыватель).
Есть и другие интересные данные – например, чем более информированным является человек, тем меньше он читает аналитических изданий (хотя существующий стереотип – увлечение элитных кругов аналитикой); точно так же специалисты высокого профессионального уровня тратят минимум времени на чтение профессиональных изданий; а степень увлечения периодическими СМИ обратно пропорциональна уровню компетентности, т.е. зачастую наиболее «читающие» люди – это представители профессий вроде дворника и вахтера. В то же время «увлеченность» не подразумевает такого же доверия к этим СМИ и даже наличия уровня (интеллектуального, образовательного и т.п.), необходимого для понимания прочитанного. В деловых же кругах наибольшим спросом пользуются новостные разделы СМИ (а чаще – просто новостные рассылки).
Вывод один: публикация «заказных статей» может быть частью PR-кампании, но отнюдь не самой существенной, и прямого стимулирования целевой аудитории здесь просто не предусмотрено.
Зачем тогда эти статьи нужны, и нельзя ли без них обойтись? Они могут быть по-своему необходимы; чтобы это было более понятно, несколько конкретизируем те задачи, которые решаются с их помощью. Несмотря на недостоверность данных о тираже и читательской аудитории, большая часть этого тиража все-таки расходится, а значит, некоторое количество обывателей все-таки прочитает такие статьи; в основном это люди из обывательской среды (не особенно обеспеченные), чиновники (чтение СМИ необходимо им по роду работы, чтобы «держать нос по ветру»), определенная часть представителей бизнеса (преимущественно – не особенно близкая к властным группировкам) и представители «общественного сектора» (преимущественно объединений, имеющих бесплатную подписку). После прочтения статьи большинство из них запомнят название предприятия (что обеспечит «эффект последующего узнавания» при запуске других технологий, облегчит распространение слухов и «легенд») и акцентируют внимание на теме (создание видимости, что тема «на слуху» и «муссируется в прессе»). Вот, пожалуй, и все. «Глубокий смысл» статей вовсе не в создании какой-либо реакции или даже не в запоминании на сознательном уровне – они всего лишь облегчают использование передаточных звеньев, которые впоследствии сработают, например, при управлении слухами (интерес будет повышаться подсознательно), а также создают эффект «привычности».
Кроме того, таким образом исподволь стимулируется распространение слухов в журналистской и «околожурналистской» среде (ведь средний журналист по своей сути – тот же самый «усредненный обыватель»): раз статьи опубликованы в разных СМИ, да еще и за оплату (эта информация все равно разойдется), – значит, за предприятием действительно стоят серьезные силы и у него есть деньги. Журналисты – наиболее читающая категория населения, даже, пожалуй, единственная, которая читает буквально все СМИ своего региона «от корки до корки», да еще и анализирует все, что там написано. Таким образом, можно акцентировать внимание этой аудитории на теме и самом факте существования некой проблемы, что немаловажно и в будущем может пригодиться. Есть и еще один эффект – «официальной реальности». Получая информацию по неформальным каналам, определенные категории людей склонны проверять ее через каналы официальные, нередко используя для такой проверки кого-то близкого к журналистской среде. Факт выхода статей еще долго может служить таким подтверждением «реальности» и «серьезности» затронутой проблемы, к ним еще не раз будут обращаться при «наведении справок»; и в «околожурналистской среде», по крайней мере, теперь будут упоминать о ней как о чем-то знакомом – да, мол, слышали. То, что материалы выходят в разных изданиях и в разном стиле, позволяет при любом сборе информации о предприятии сформировать целую подборку, изображающую то или иное явление в том свете, в каком нужно заказчику. По сути, здесь может иметь место двойное и даже тройное «дно»: на первый взгляд традиционная PR-кампания через СМИ; на самом же деле – скрытая манипуляция работниками этих же СМИ и их окружением, да еще и подневольное включение их же в собственную сеть по управлению слухами.
Существуют и другие направления «media relations», которые могут использоваться в НТ: пресс-конференции (от срыва пресс-конференции объекта до полного видоизменения ее содержания), бомбардировка СМИ «негативными пресс-релизами», особый «негативный ньюсмейкинг» и др. Однако с точки зрения эффективности интерес здесь могут представлять, пожалуй, лишь простые методики «информационных бомбардировок», и то в качестве дополнительных инструментов или маскировочных воздействий: благодаря им, перенасыщая СМИ информацией об объекте, удается полностью блокировать любые сведения, касающиеся его, как негативные, так и позитивные. Стоит упомянуть и о том, что нередко в рамках НТ-кампании самое простое интервью дает возможность заставить объект сказать и сделать все, чтобы быть выставленным в максимально нелицеприятном свете.
Однако даст ли любое из этих направлений ошеломляющий эффект и окупятся ли затраченные на них деньги? Однозначно – нет.