Способы проведения диагностики и методика оценки результатов

Пояснительная записка к программе педагогической диагностики

Содержание

ФУРЯЕВА Т.В.

ПАТРИНА О.В.

БОЧАРОВА Ю.Ю.,

Красноярск 2005

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

О.В. Патрина

Ю.Ю. Бочарова

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(квалиметрический аспект)


Авторы-составители: кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры педагогики и

психологии начального образования Красноярского

государственного педагогического университета

им. В.П. Астафьева

воспитатель высшей категории, педагог-психолог

Центра развития ребенка – детского сада № 246

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор, заведующая

кафедрой педагогики детства Красноярского

государственного педагогического университета

им. В.П. Астафьева

Бочарова Ю.Ю., Патрина О.В.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (квалиметрический аспект)– Красноярск, 2004. – 25 с.

©Психолого-педагогическая

«Монтессори-лаборатория»


Пояснительная записка к программе педагогической диагностики

Способы проведения диагностики и методика оценки результатов

Способы фиксации и представления результатов диагностики

Программа педагогической диагностики

Список использованной литературы


Современное дошкольное образование стремительно развивается в условиях свободы выбора дошкольными учреждениями вариативных образовательных программ. Однако отсутствие принятого на уровне государства стандарта дошкольного образования, повышение активности родителей в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением ставит перед педагогической наукой и практикой проблему оценки качества дошкольного образования.

Без точного инструментария по определению уровня обученности, воспитанности и развития дошкольника и без соответствующей подготовки педагогических кадров любые инновации, призванные усовершенствовать педагогический процесс, не могут носить целостного характера, а их внедрение быть достаточно управляемым. Разработка диагностического диагностических программ педагогического сопровождения ребенка-дошкольника с этой точки зрения является насущной задачей современной педагогической науки.

Настоящая программа педагогической диагностики составлена с целью

оптимизации образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.

Педагогическая диагностика в данной программе решает следующие задачи:

1. определения уровня актуального и ближайшего развития ребенка в образовательном процессе;

2. отслеживания динамики развития дошкольника в образовательном процессе;

3. обеспечения индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей;

4. выявления степени эффективности применяемой технологии обучения и воспитания в группе.

Немаловажно, что использование программы педагогической диагностики в группе имеет обучающий эффект для воспитателей, т.к. они постепенно овладевают навыками программированного наблюдения. В условиях использования вариативных образовательных программ, зачастую не имеющих четко определенных критериев оценки уровня обученности и воспитанности, данная диагностика может служить педагогу ориентиром в постановке задач обучения и воспитания. Опыт апробации данной программы в разновозрастных группах подтверждает ее положительный обучающий эффект для воспитателя.

В отличие от психологической диагностики педагогическая диагностика имеет двусторонний характер. Со стороны ребенка она позволяет оценить уровень его развития, обученности и воспитанности, со стороны образовательного процесса – оценить профессионализм педагога и выявить точки затруднения в организации и осуществлении педагогического процесса.

Педагогическая диагностика служит инструментом измерения и оценки. Несравнимым преимуществом получаемых при таком подходе данных (в отличие от несистематичного наблюдения или итоговой диагностики готовности к школе) является их достаточно высокая объективность. При этом сравнение полученных при измерении данных может быть:

· с результатами других детей (социальная соотносительная норма)

· с прежними результатами того же ребенка (индивидуальная соотносительная норма)

· с поставленными учебными целями (критериями)

В основу данной программы диагностического сопровождения положены специально разработанные критерии, определяющие соответствие уровня овладения ребенком той или иной деятельностью, находящейся в сензитивном для его возраста периоде.

Развитие ребенка-дошкольника в первую очередь происходит в области овладения им культурным опытом человечества, который находится в рафинированном виде внутри соответствующих видов деятельности: коммуникативной, трудовой, изобразительной, познавательной, игровой и пр. Распредмечивая культурное содержание с помощью взрослого, ребенок присваивает когнитивный, практический и эмоционально-оценочный его компонент. При этом накопление культурного опыта качественно меняет не только саму деятельность ребенка, но и характеристику его личности. Мы считаем интегральным качеством личности ребенка-дошкольника самостоятельность, включающую в себя как специфические черты личности: независимость, инициативность, так и умения самообслуживания и самостоятельной деятельности.

Все критерии, поэтому, в нашей программе сгруппированы в следующие блоки:

1. Игровая деятельность.

2. Социально-трудовая деятельность.

3. Познавательная деятельность.

3.1. Освоение сенсорных эталонов и формирование элементарных математических представлений.

3.2. Знания об окружающем и формирование мыслительных действий.

4. Речевая деятельность.

5. Изобразительная деятельность.

6. Самостоятельность

Области «музыкальное воспитание» и «физическая культура» не входят в настоящую программу, т.к. последняя ориентирована на воспитателя, не владеющего методами диагностики музыкальных и двигательных способностей. На наш взгляд, целесообразнее будет предоставить диагностику музыкального и физического развития специалистам.

Для детей 6-7 лет, готовящихся к поступлению в школу, выделены специальные критерии для оценки уровня овладения математическими понятиями, знаниями об окружающем, способами речевой деятельности, навыками продуктивной деятельности.

Педагогическая диагностика представляет собой объективный инструмент измерения и оценки, требующий от воспитателя умения объективно оценить соответствие предъявляемого ребенком уровня знаний, умений и навыков требованиям программы диагностики.

Диагностика проводится дважды в год для детей физиологических групп (одновозрастных и разновозрастных): в сентябре и мае и трижды для детей логопедических (или других коррекционных) групп: в сентябре, январе и мае.

Проведение диагностики может осуществляться в разных формах: фронтально, в подгруппах или индивидуально. В первую очередь, это зависит от мастерства воспитателя и его опыта работы с данным ребенком. С другой стороны, сами области образовательного процесса могут диктовать способ организации диагностики: «самостоятельность», «социально-трудовая деятельность», «игровая деятельность» оцениваются воспитателем через наблюдение за детьми; большинство параметров из областей «познавательное развитие», «изобразительная деятельность» легко оценить в процессе фронтальных или подгрупповых занятий. Замечено, что речевое и сенсорное развитие ребенка, степень овладения им элементарными математическими представлениями гораздо объективнее оцениваются в индивидуальной форме диагностики. По нашим данным, требуется от 2-х до 3-х недель для реализации полной диагностической программы в группе детей из 25 человек, в т.ч. и при разновозрастном ее составе.

Первый шаг в организации диагностики – определение паспортного возраста ребенка в годах и месяцах на момент диагностики. Таким образом развитие ребенка в образовательном процессе оценивается более объективно. К примеру, на сентябрь месяц ребенку исполнилось 3 года и 2 месяца – его уровень развития в образовательном процессе оценивается по параметрам 3-х лет, а на конец года ему исполнилось 3 года 10 месяцев – тогда мы оцениваем его развитие по параметрам 4-х лет.

Если знания, умения, навыки соответствуют выделенному для данного возраста параметру, то данный параметр оценивается для

3- летних детей - 1 баллом,

4- летних детей – 2 баллами,

5 – летних детей – 4 баллами,

6-7 летних детей – 8 баллами.

Выпускники оцениваются по всем областям по параметрам 6-7 леток, а в дополнение - и по параметрам для выпускников (они выделены в программе жирным шрифтом, и за их выполнение присваивается также по 8 баллов). Присвоение каждому последующему возрасту двойного балла обусловлено следующей закономерностью детского развития: приобретений становится все меньше, но они являются более сложными.

Если исследуемый признак находится в развитии (ребенок выполняет задание при помощи взрослого, либо не всегда предъявляет требуемый уровень выполнения), то за него присваивается половина суммы: 0,5 – 1 – 2 – 4 балла соответственно. Данные параметры впоследствии образуют зону ближайшего развития ребенка и используются при составлении индивидуальной образовательной или развивающей (коррекционной) программы.

Оценив развитие ребенка во всех областях по параметрам данного возраста, педагог должен «заглянуть» в следующий возраст. Если ребенок самостоятельно и качественно выполняет задания следующего возраста, то за каждый параметр он дополнительно получает балл «своего возраста». Так, например, 3-х летка, выполнивший задания из речевой деятельности для 4-х леток, получает за каждый параметр по 1 баллу, который прибавляется к сумме (в данном случае – речевой деятельности).

Получаемая в итоге сумма (отдельно по областям или в целом по уровню развития в образовательном процессе) используется для оценки индивидуального уровня развития ребенка и для оценки эффективности применяемых образовательных технологий. Разница баллов на начало и конец года свидетельствует о динамике в уровне развития ребенка в образовательном процессе. Наибольшую динамику показывают дети, изменившие уровень развития (например, дети логопедических групп часто к концу года с уровня ниже среднего выходили на средний и даже высокий уровень развития в той или иной области).

Для оценки уровня развития ребенка в образовательном процессе и степени эффективности применяемой образовательной программы нами была принята нормативная Т-шкала[1], имеющую среднюю величину 50 и стандартное отклонение 10. Это объясняется особенностью области применения данной диагностики: в нашем случае наблюдается нормальное распределение признака (достаточно равномерное приращение уровня овладения деятельностью по возрастам) и отсутствие нормального распределения результатов выборки (они тесно коррелируют с реализуемой образовательной программой в учреждении и будут разительно отличаться в разных детских садах). Поэтому нами были выделены следующие границы уровней развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе:

Высокий уровень 81 – 100%. Сумма баллов, выходящая за пределы 100%, означает, что психологический возраст ребенка превышает паспортный.

Выше среднего 61 – 80%. Средний уровень 41 – 60%. Ниже среднего – 21 – 40%. Низкий уровень - менее 20%. В приложении 1 обозначены границы уровней по возрастам и образовательным областям, при этом значение в соответствующем столбце показывает верхнюю числовую границу уровня.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: