Вопросы:
Что заставило описанного человека изменить свое мнение? Получил ли этот человек какую-то выгоду от своего поведения или оно помогло ему избежать каких-то неприятных последствий?
Было ли это решение сознательным?
Было ли давление группы прямым?
Поощрялось ли каким-то образом конформное поведение?
Резюме преподавателя — рассказ об эксперименте С. Аша и его результатах.
Вывод: в данной ситуации мы имеем дело с таким проявлением конформности, как одобрение (изменение убеждения и действия в соответствии с социальным давлением).
Задание 3 (третья ситуация). Студент по имени Иван и четверо его приятелей смотрят по телевизору предвыборные дебаты кандидатов в президенты. Речь одного из кандидатов производит на Ивана благоприятное впечатление: своей искренностью и открытостью, чувством юмора этот кандидат нравится ему больше, чем его оппонент. Когда выступление закончено, один из приятелей Ивана говорит: «Ишь как соловьем заливается этот жулик! Народ ограбил, теперь можно и шуточки шутить». Остальные единогласно и быстро соглашаются с ним. Ивана эта ситуация озадачивает и даже слегка огорчает. В конце концов он говорит приятелям: «Да, действительно, он не производит впечатления честного человека. А я-то надеялся...». Впоследствии Иван голосует за того кандидата, который ему понравился с самого начала.
|
|
Вопросы:
• Что заставило Ивана изменить свое мнение, что на него повлияло?
• Почему изменение мнения не привело к изменению поведения?
Вывод: в данной ситуации описано такое проявление конформности,
как уступчивость (внешние действия хотя и соответствуют давлению группы, однако присутствует личное несогласие) [3, с. 270].
Затем в группе проводится обсуждение причин конформного поведения (по всем трем ситуациям).
Группе предлагается дать определение конформности.
Резюме преподавателя.
Конформность — изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Конформность состоит не в том, что вы действуете так же, как все, но в том, что вы поддаетесь влиянию всеобщего действия. Вы ведете себя не так, как делали бы это в одиночку.
Вопросы:
• Останутся ли ваше поведение и убеждения такими же вне группы?
• Вскочили бы вы в момент гола, будь вы единственным болелыци-ко,м?
• Когда вы пьете чай или кофе, как миллионы других людей, — это конформность?
Домашнее задание:
1. Конспектирование (по выбору).
Кричевский Р.Я. Психология малой группы. – М., 1991, стр. 105-142.
Кон И.С. Социология личности. – М., 1987, стр. 96-124.
2. Составить краткие сведения о жизни и научном творчестве Э. Мэйо.
3. Составить схему «Классификация малых групп».