Семинарское занятие № 6

Практическое занятие № 5.

Обработка результатов

Ниже приводятся шесть шкал с номерами определенных утверждений. Подсчитывается число ответов, соответствующих ключу каждой шкалы (каждый совпавший ответ с учетом знака оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма.

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, +19, +25, -31.

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32.

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33.

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34.

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35.

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и ука­зывают па значимость конкретного параметра (канала) в структуре эм­патии. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпре­тации основного показателя — уровня эмпатии.

Суммарный показатель теоретически может меняться от 0 до 36 баллов.

Выводы: при суммарном уровне по всем шкалам 30 баллов и выше — у человека очень высокий уровень эмпатии; 29-22 — средний; 21-15 — заниженный; менее 14 баллов — очень низкий.

Тема: Проблема конфликта в социальной психологии.

Цель: рассмотреть основные характеристики конфликтов, стратегии поведения в конфликте.

Основные понятия: конфликт, функции конфликта, конфликтующая сторона, конфликтная ситуация.

Теоретическая часть:

1. Основные характеристики конфликтов.

2. Содержательная сторона конфликта.

3. Реагирование на конфликтное поведение.

4. Стратегии и тактики поведения в конфликте.

5. Стратегии разрешения конфликтов в разных культурах.

6. Особенности этнических конфликтов.

Практическая часть:

1. Ситуативная игра «Аэропорт».

2. Упражнение-игра «Выигрыш».

3. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томас).

4. Упражнение «Конфликт внутри нас».

5. Упражнение «Личность в конфликте».

6. Ролевая игра «Разрешение конфликтов».

7. Анализ конкретных ситуаций по конфликтному поведению.

Домашнее задание:

Приведите примеры классификаций конфликтов:

- по Н. Ф. Вишняковой;

- В. И.Курбатову;

- В.И. Андрееву.

От чего зависит выбор стратегии разрешения крнфликта?

В чем суть конструктивного подхода в стратегии сотрудничества?

Выделите наиболее эффективную, на ваш взгляд, технику позитивного поведения в конфликте?

. Назовите содержательные моменты в предупреждении конфликта?

Тема: Проблема группы в социальной психологии.

Цель: рассмотреть проблему группы в социальной психологии; определить основные характеристики группы и типы стихийных групп.

Основные понятия: композиция, структура группы; групповые процессы, групповые ценности, система санкций.

Теоретическая часть:

1. Проблема группы в социальной психологии.

2. Основные характеристики группы. Классификация групп.

3. Содержание и структура психологии большой социальной группы.

4. Социальные классы и слои. Психологические особенности этнических групп.

5. Гендерные и возрастные группы.

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 2003.

3. Штомпка П. Социология социальных измерений. – М., 1996.

4. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. – СПб., 2003.

Дополнительная литература:

1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2006.

2. Московиси С. Общество и теории социальной психологии. – М., 2004.

3. Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. –М., 2001.

Практическая часть:

Изучение конформности как социально-психологического явления.

Формы работы: работа в микрогруппах, групповое обсуждение, инфор­мирование преподавателя.

Процедура проведения: студентам для обсуждения в микрогруппах предлагаются ситуации, описывающие различные проявления конформ­ного поведения. Они знакомятся с ситуацией и отвечают на вопросы, данные в задании. Затем каждая микрогруппа представляет свое виде­ние (оценку) ситуации остальным студентам. Преподаватель предлагает найти все признаки, объединяющие предложенные ситуации. В резуль­тате формулируется определение конформности, осознаются и форму­лируются причины конформного поведения.

Задание 1 (первая ситуация). В американском колледже наступил день вручения дипломов. Церемония проводилась очень торжественно, собралось много родственников и друзей. По условленному знаку 400 выпускников колледжа встали, чтобы выслушать слова президента колледжа: «...тем самым я присуждаю каждому из вас степень бакалавра со всеми сопутствующими ей правами и привилегиями». Речь окончи­лась, 25 новоиспеченных выпускников из первого ряда выстроились в очередь за дипломами. А остальные 375 нервничали, думая про себя: «Было ли сказано, что теперь нужно сесть и ждать своей очереди?» И ни один не сел. Время шло. Половина первого ряда уже получила свои ди­пломы. А толпа, стоящая позади, застыла, как завороженная. Но в голове каждого из стоящих метались мысли: «До нашего ряда очередь может дойти только через полчаса... Мы загораживаем обзор зрителям, сидя­щим сзади... Почему никто не садится?» И по-прежнему ни один не сел. Прошло еще две минуты. Человек, управляющий церемонией, чьи ко­манды студенты игнорировали на репетиции, подбежал к первому ряду и сделал легкую отмашку садиться. Ни один человек не сел. Тогда он по­дошел к следующему ряду и громко скомандовал: «Сесть!» Через две се­кунды 375 спасенных блаженствовали на стульях.

Вопросы:

• Объясните, чем вызвано поведение выпускников колледжа.

• Почему при значительном разнообразии индивидуальностей внутри этой большой группы поведение было настолько единообразным?

• Было ли принято этими студентами сознательное решение вести себя подобным образом?

• Расскажите, как эти люди выглядят в ваших глазах.

Могут быть сделаны следующие выводы:

• влияние толпы стирает индивидуальные различия;

• в толпе происходит «размывание» ответственности;

• в данном случае описывается проявление «бездумной конформно­сти» (бессознательное конформное поведение).

Задание 2 (вторая ситуация). Василий добровольно вызвался участ­вовать в эксперименте по перцептивным суждениям. Он заходит в ком­нату вместе с четырьмя другими участниками, и экспериментатор пока­зывает всем карточку с отрезком прямой (отрезок X). Одновременно для сравнения он показывает другую карточку с тремя отрезками (отрезки А, В, С). Задача Василия — определить, какой из трех отрезков ближе всего по длине к отрезку X.

Решение представляется Василию на удивление легким. Совершенно очевид­но, что правильное решение — это отрезок В, и когда наступит черед Василия отвечать, он, конечно, именно его и назовет. Но сейчас не его очередь — моло­дой человек перед ним внимательно смотрит на рисунки и выбирает отрезок С. Раскрыв рот, Василий смотрит на него с недоумением. «Как ему могло прийти в голову назвать С, когда любому дураку ясно, что должно быть В? — спраши­вает себя Василий. — Он или слеп, или спятил».

Тем временем наступает оче­редь второго участника, и он тоже выбирает отрезок С. Василий начинает ощу­щать себя Алисой в Стране чудес. «Что происходит? — продолжает он пытать себя, — неужели они оба слепы или сошли с ума?» А тут и третий участник вы­бирает отрезок С. И Василию ничего другого не остается, как еще раз внима­тельно приглядеться к отрезкам. «Может быть, единственный сумасшедший здесь — это я?» — бормочет про себя Василий. Четвертый участник тоже счи­тает, что правильный ответ — это С. Наконец наступает очередь Василия. «Ко­нечно С! — заявляет Василий. — Я с самого начала знал, что это С» [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: