Семинарское занятие №3

Задание №3. Работа со скороговорками.

Цель: совершенствование речевого аппарата, совершенствование дикции.

Ход опыта: перед вами скороговорки. Произносить скороговорку сначала надо медленно, преувеличенно четко. Затем постепенно наращивать темп, все время следя за правильностью произношения всех звуков. Примеры скороговорок:

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, Лавру на Фрола навру.

- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

- Купи кипу пик и т.п.

Домашнее задание.

Укажите, какое из утверждений верно, а какое нет.

Величина межличностной дистанции зависит от вида общения.

В отличие от среднеазиатских стран прикосновение в России играет большую роль в коммуникации.

Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, - защитная позиция или негативное состояние человека.

О неуверенности, волнении говорят неопределенные, хаотичные жесты, интенсивность жестикуляции.

Выберите правильный вариант ответа:

Свидетельства уверенности в себе: а) редкие, но уверенные жесты; б) твердое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой; г) все ответы верны.

6. Официальная дистанция, расстояние между начальником и подчиненным составляет: а) от 45 до 120 см.; б) от 120 до 400 см.; в) 200-250 см.; г) все ответы неверны.

7. Отношение с окружающими в значительной мере зависит от нашей самооценки:

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;

б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива;

в) адекватная самооценка затрудняет общение;

г) все ответы неверны.

После выполнения задания сравните свои ответы их с верными ответами:

1) верно, 2) не верно, 3) верно, 4) верно, 5) г, 6) б, 7) г.

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.

2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. – М., 1995.

Дополнительная литература:

1. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М ., 1997.

3. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. – М., 1999.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М., 2001.

5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

Тема: Общение как взаимодействие.

Цель: рассмотреть интерактивную сторону общения.

Основные понятии: межличностное взаимодействие, уровни общения, координация, взаимопонимание, согласование, межличностные ритуалы, совместимость.

Теоретическая часть:

1. Структура межличностного взаимодействия.

2. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.

3. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре.

4. Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

Практическая часть:

Задание №1. «Просьба».

Цель: развитие умений интерактивного общения.

Ход опыта: Задание выполняется в парах. Один член группы с помощью неречевых средств общения (жестов, мимики, поз и др.) передает информацию с просьбой выполнить какое – либо действие. Воспринимающий неречевые средства общения должен расшифровать содержание переданной информации.

В процессе выполнения упражнения обучаемые меняются ролями, а затем партнерами.

Задание 2. Игра «Кораблекрушение». Моделируется ситуация, в которой могут проявить­ся такие стили поведения участников, как кооперация или напори­стость. Суть игры — в выработке единого ранжированного списка пред­метов, обсуждение которого может носить характер конструктивного или деструктивного конфликта (спора).

Группа делится на две-три подгруппы, в каждой из которых заранее выбирается представитель от команды. В задачи этого человека входит: фиксировать выработанный в ходе обсуждения групповой список пред­метов и аргументы, принятые большинством группы. В процессе спора студенты наблюдают за собой и другими участниками, чтобы опреде­лить преобладающие у каждого стратегии взаимодействия в конфликт­ной ситуации.

По окончании формирования групповых списков представителям от команд предлагается сначала охарактеризовать тот стиль взаимодейст­вия, который доминировал при обсуждении в их команде. После этого представители от команд выходят к доске и начинают создавать общий список, стараясь отстоять мнение, выработанное в собственной под­группе.

Остальные члены подгрупп не должны вмешиваться в процесс обсу­ждения. В их задачи входит определение стратегий взаимодействия в си­туации спора, а также наблюдение за общением выступающих с точки зрения анализа вертикальной составляющей межличностного взаимо­действия:

• выбранных позиций и пристройки к позициям друг друга;

• используемых вербальных и невербальных средств оформления за­нятой позиции.

Домашнее задание:

1. Какие характеристики взаимодействия позволяют нам считать, что один из партнеров реализует «пристройку сверху» или «пристройку снизу»?

2. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая меж­личностного взаимодействия?

Какой способ регулирования конфликта является наиболее продук­тивным?

Задание 1. Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши знакомые, близкие и малознакомые люди. Просле­дите, какие физические барьеры они используют для сохранения дис­танции.

Задание 2. Ознакомьтесь с классификацией манипуляторов в кон­цепции Э. Шострома и проанализируйте, для каких типов манипуля­торов характерна «пристройка снизу».

Домашнее задание:

3. Какие характеристики взаимодействия позволяют нам считать, что один из партнеров реализует «пристройку сверху» или «пристройку снизу»?

4. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая меж­личностного взаимодействия?

Какой способ регулирования конфликта является наиболее продук­тивным Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши знакомые, близкие и малознакомые люди. Просле­дите, какие физические барьеры они используют для сохранения дис­танции.

Задание 2. Ознакомьтесь с классификацией манипуляторов в кон­цепции Э. Шострома [5] и проанализируйте, для каких типов манипуля­торов характерна «пристройка снизу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: