Семинар № 3
Цель и задачи изучения темы:
1. Познакомиться с механизмами формирования системных нарушений при различных вариантах психического дизонтогенеза
2. Раскрыть обязательность использования принципа комплексности при дифференциальной диагностике
3. Формировать представление о сходных картинах развития при различных структурах дефекта, о дифференциально-диагностических критериях основных и дополнительных методов психолого-педагогического изучения ребенка, используемых для отграничения сходных состояний
4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: ответы на вопрос 3 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1,2 тема 2.6., раздел 2)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Механизмы формирования вторичных (системных) отклонений при различных нарушениях развития.
2. Принцип комплексности обследования как базовый при дифференциальной диагностике отклонений в развитии.
|
|
3. Возможные варианты сходных картин развития при нарушениях различного генеза и критерии их разграничения: отграничение умственной отсталости от
- раннего детского аутизма
- преходящих интеллектуальных нарушений органического происхождения (церебрастении, синдрома гиперактивности)
- органической деменции
- эпилептической деменции
- состояний недоразвития речи (моторной и сенсорной алалии)
- симптоматической дислексии
- психического инфантилизма
- соматогенной астении
- психопатий (расстройств личности)
- семейно-бытовой и педагогической запущенности.
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СП-б., 2003.
2. Коровин К.Г. Дифференциальная диагностика – традиции и «новаторство» // Дефектология, 1997, № 6.
3. Лях Г.С., Марусева А.М. Об ошибочной диагностике алалии у детей с нейросенсорной тугоухостью // Дефектология. 1978, № 6. С. 22.
4. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями развития // Дефектология. 1996, № 5.
5. Роговин М.С., Симановский А.Э. Значение исследований психического дефекта для дифференциального диагноза эпилепсии и олигофрении // Дефектология. 1986, № 2. С.10.
6. Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики // Дефектология. 2001, № 4. С.3.
7. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.62-85.