Тема 2.6. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития. Цель и задачи изучения темы

Семинар № 3

Цель и задачи изучения темы:

1. Познакомиться с механизмами формирования системных нарушений при различных вариантах психического дизонтогенеза

2. Раскрыть обязательность использования принципа комплексности при дифференциальной диагностике

3. Формировать представление о сходных картинах развития при различных структурах дефекта, о дифференциально-диагностических критериях основных и дополнительных методов психолого-педагогического изучения ребенка, используемых для отграничения сходных состояний

4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: ответы на вопрос 3 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1,2 тема 2.6., раздел 2)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Механизмы формирования вторичных (системных) отклонений при различных нарушениях развития.

2. Принцип комплексности обследования как базовый при дифференциальной диагностике отклонений в развитии.

3. Возможные варианты сходных картин развития при нарушениях различного генеза и критерии их разграничения: отграничение умственной отсталости от

- раннего детского аутизма

- преходящих интеллектуальных нарушений органического происхождения (церебрастении, синдрома гиперактивности)

- органической деменции

- эпилептической деменции

- состояний недоразвития речи (моторной и сенсорной алалии)

- симптоматической дислексии

- психического инфантилизма

- соматогенной астении

- психопатий (расстройств личности)

- семейно-бытовой и педагогической запущенности.

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СП-б., 2003.

2. Коровин К.Г. Дифференциальная диагностика – традиции и «новаторство» // Дефектология, 1997, № 6.

3. Лях Г.С., Марусева А.М. Об ошибочной диагностике алалии у детей с нейросенсорной тугоухостью // Дефектология. 1978, № 6. С. 22.

4. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями развития // Дефектология. 1996, № 5.

5. Роговин М.С., Симановский А.Э. Значение исследований психического дефекта для дифференциального диагноза эпилепсии и олигофрении // Дефектология. 1986, № 2. С.10.

6. Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики // Дефектология. 2001, № 4. С.3.

7. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.62-85.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: