Тема 2.4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста

Семинар № 2

Тема 2.3. Исследование высших психических функций

Семинар № 1

Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением интеллекта

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с методикой, группами методов, направленных на изучение особенностей наглядного и вербально-логического мышления детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

2. Формировать представление о системе оценки и интерпретации результатов изучения мышления

3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: вопрос 1 предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.3, раздел 2)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Методика исследования мышления. Группа методов, направленная на анализ наглядных видов мышления. Группа методов, предназначенная для выявления особенностей вербально-логического мышления детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

2. Система оценки и интерпретации результатов: понимание и принятие задачи, понимание инструкции, способы выполнения задания, результативность выполнения заданий и возможность коррекции ошибок.

3. Рекомендации к составлению выписки для психологического заключения по материалам изучения мышления и речи детей.

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.

2. Хохлова А.Ю. Применение теста «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки уровня интеллектуального развития глухих детей // Дефектология. 2005, № 6. С. 71-76.

3. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1979, № 6. С.16.

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с общими вопросами изучения детей младенческого и раннего возраста

2. Раскрыть различные подходы к диагностике детей младенческого и разного возраста (по О.В. Баженовой, Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич, Н.В. Серебряковой, Г.В. Скобло, Е.А Стребелевой и др.)

3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.4., раздел 2)

Вопросы для подготовки к семинару:

  1. Общие вопросы изучения детей младенческого и раннего возраста.
  2. Исследование нарушений психического развития младенцев с помощью методики О.В. Баженовой: цель исследования, этапы проведения обследования, линии развития, обработка результатов, характеристика выделенных типов нарушения.
  3. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет (методика Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич): цель и задачи программы; социальный, медицинский и психолого-педагогический блоки, составляющие структуру программы; основные функциональные области (линии развития); этапы проведения обследования; требования к проведению процедуры обследования; обработка результатов обследования и составление профиля развития ребенка.
  4. Специфика психопатологического исследования ребенка раннего возраста (методика Г.В. Скобло): этап симптомологической диагностики, этап синдромологической и нозологической диагностики.

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СП-б., 2006.

2. Кожевникова Е.В. и др. Междисциплинарная оценка при раннем вмешательстве // Дефектология. 1999, № 4.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.

5. И.А. Шаповал. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: