double arrow

Тема 4.2. Педагогическое изучение лиц с нарушениями зрения. Тифлопедагогическое изучение лиц с нарушениями зрения

Семинар № 2

Тема 4.1. Психологическое обследование лиц с нарушениями зрения

Семинар № 1

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения

Цель и задачи изучения темы:

1. Познакомиться с проблемами организации психодиагностики при нарушении зрения

2. Раскрыть особенности содержания и методов психологического обследования детей с нарушениями зрения

3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Специфические требования к проведению обследования детей с нарушениями зрения.

2. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп. Адаптация стимульного материала для детей с нарушениями зрения. Адаптация методик по процедуре проведения.

3. Требования к качеству выполнения диагностических методик (к методикам, основанным на двигательных навыках; к методикам, основанным на речевом материале; к методикам, связанным с элементами рисования; к методикам, основанным на использовании зрительного анализа и синтеза пространственных соотношений объектов; к методике свободных творческих игр; к методикам на подражение).

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Киселева Н.А. Научно-методические подходы к разработке психодиагностического комплекса для выявления негрубых отклонений в развитии у детей дошкольного возраста // Дефектология. 2004, № 2. С.7-14.

2. Мараева Р.А., Гнеушева А.Н. Как подготовить ребенка с глубокими нарушениями зрения и слуха к определению остроты зрения // Дефектология. 1977, № 5. С.85.

3. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / Под ред. Л.И. Солнцевой. М., 2001.С.26-29, 67-89.

4. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998, № 4.

Цель и задачи изучения темы:

1. Познакомиться с проблемами организации психодиагностики при нарушении зрения

2. Раскрыть особенности содержания и методов психологического обследования детей с нарушениями зрения

3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Схема обследования дошкольника с нарушенным зрением.

2. Обследование зрительного восприятия.

3. Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировки.

4. Карта обследования готовности слепых детей к усвоению программы по тифлографике.

5. Примерная карта обследования уровня сформированности неречевых средств общения. Критерии оценки сформированности неречевых средств общения слепых и слабовидящих детей.

6. Карта обследования физического развития. Критерии оценки уровня физического развития.

7. Схема тифлопедагогического обследования. Перечень материалов и приборов для тифлопедагогического обследования. Схема заключения по результатам обследования ребенка с нарушенным зрением.

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.

2. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.

3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. М., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: