Тема 1.13. Психолого-педагогическое консультирование детей с ОВЗ и их семей

Семинар № 7

Тема 1.12. Психопрофилактика и ее методы

Семинар № 6

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с сущностью психопрофилактической работы как направления деятельности практического психолога

2. Раскрыть задачи, содержания разных уровней психопрофилактики

3. Учиться аргументировать выбор форм и средств психопрофилактической работы в зависимости от задач психопрофилактической работы и категории детей

4. Учиться анализировать, систематизировать учебный материал, представлять в обобщенной форме в виде карты-конспекта

Форма отчетности: карта-конспект, тематический словарь

Задачи психопрофилактических мероприятий Категория детей Формы работы
     

Методические указания: после проведения собеседования по вопросам студенты презентуют материалы самостоятельной работы (тема 1.12, раздел 1)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Уровни психопрофилактики

2. Психопрофилактические мероприятия по обеспечению раскрытия индивидуальных особенностей личности ребенка, эффективной адаптации детей в дошкольных учреждениях, подготовки детей к школе, преодолению школьной дезадаптации, с целью создания благоприятного психологического климата в семье и группе детского сада

3. Средства психопрофилактики

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Исаев Д.Н. Психопрофилактика нарушений поведения и психосоматических расстройств // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. С-Пб., 2002.

2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. – М., 2006. – С. 128.

3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону. 2003. – С. 384.

Цель и задачи изучения темы:

1. Раскрыть значение психологического консультирования как направления работы практического психолога

2. Познакомить с целями, задачами, содержанием этапов проведения психологического консультирования;

3. Знакомить с задачами, направлениями и моделями психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии

4. Раскрыть этапы и специфику консультирования семьи с «проблемным» ребенком

5. Обозначить специфику методов психологического консультирования

6. Учиться анализировать, систематизировать учебный материал, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: блок-схема по вопросам психологического консультирования

Методические указания:

1) обсуждение вопросов предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (тема 1.13., раздел 1)

2) студенты презентуют материалы самостоятельной работы (тема 1.13, раздел 1): анализ программ психокоррекционной работы, план психокоррекционной работы.

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Понятие «психологическое консультирование».

2. Цель и задачи психологического консультирования. Блоки психологического консультирования.

3. Интервью как основной метод психологического консультирования.

4. Задачи, направления и модели психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии

5. Этапы взаимодействия с семьей ребенка с подозрениями на отклонения в развитии

6. Специфика консультирования семьи с «проблемным» ребенком

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

2. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. СП-б., 2001.

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2002.

4. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учебн. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г. Филиппова; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., 2001. – С. 256.

5. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. – М., 2006. – С. 128.

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям. С-Пб., 2001.

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000

8. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.

9. Семаго М.М. Консультирование семьи проблемного ребенка // СП и СТ. 1998, № 1.

10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М., 2005.

11. Шаповал И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.

12. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону. 2003. – С. 384.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: