Семинар № 7
Тема 1.12. Психопрофилактика и ее методы
Семинар № 6
Цель и задачи изучения темы:
1. Знакомиться с сущностью психопрофилактической работы как направления деятельности практического психолога
2. Раскрыть задачи, содержания разных уровней психопрофилактики
3. Учиться аргументировать выбор форм и средств психопрофилактической работы в зависимости от задач психопрофилактической работы и категории детей
4. Учиться анализировать, систематизировать учебный материал, представлять в обобщенной форме в виде карты-конспекта
Форма отчетности: карта-конспект, тематический словарь
Задачи психопрофилактических мероприятий | Категория детей | Формы работы |
Методические указания: после проведения собеседования по вопросам студенты презентуют материалы самостоятельной работы (тема 1.12, раздел 1)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Уровни психопрофилактики
2. Психопрофилактические мероприятия по обеспечению раскрытия индивидуальных особенностей личности ребенка, эффективной адаптации детей в дошкольных учреждениях, подготовки детей к школе, преодолению школьной дезадаптации, с целью создания благоприятного психологического климата в семье и группе детского сада
|
|
3. Средства психопрофилактики
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Исаев Д.Н. Психопрофилактика нарушений поведения и психосоматических расстройств // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. С-Пб., 2002.
2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. – М., 2006. – С. 128.
3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону. 2003. – С. 384.
Цель и задачи изучения темы:
1. Раскрыть значение психологического консультирования как направления работы практического психолога
2. Познакомить с целями, задачами, содержанием этапов проведения психологического консультирования;
3. Знакомить с задачами, направлениями и моделями психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
4. Раскрыть этапы и специфику консультирования семьи с «проблемным» ребенком
5. Обозначить специфику методов психологического консультирования
6. Учиться анализировать, систематизировать учебный материал, составлять развернутый план ответов на вопросы
|
|
Форма отчетности: блок-схема по вопросам психологического консультирования
Методические указания:
1) обсуждение вопросов предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (тема 1.13., раздел 1)
2) студенты презентуют материалы самостоятельной работы (тема 1.13, раздел 1): анализ программ психокоррекционной работы, план психокоррекционной работы.
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Понятие «психологическое консультирование».
2. Цель и задачи психологического консультирования. Блоки психологического консультирования.
3. Интервью как основной метод психологического консультирования.
4. Задачи, направления и модели психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
5. Этапы взаимодействия с семьей ребенка с подозрениями на отклонения в развитии
6. Специфика консультирования семьи с «проблемным» ребенком
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
2. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. СП-б., 2001.
3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2002.
4. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учебн. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г. Филиппова; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., 2001. – С. 256.
5. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. – М., 2006. – С. 128.
6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям. С-Пб., 2001.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000
8. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.
9. Семаго М.М. Консультирование семьи проблемного ребенка // СП и СТ. 1998, № 1.
10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М., 2005.
11. Шаповал И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.
12. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону. 2003. – С. 384.