Семинар № 5
Тема 2.7. Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми
Семинар № 4
Цель и задачи изучения темы:
1. Познакомиться с содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
2. Раскрыть цели, задачи, направления, организацию, психотехники психокоррекционных технологий познавательного, личностного и межличностного развития детей с общим психическим недоразвитием, с задержанным психическим развитием, поврежденным психическим развитием, с детским церебральным параличом.
3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы, составлять блок-схемы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы 1-2, блок-схемы для вопросов 3-6
Методические указания: ответы на вопросы 3-6 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.7., раздел 2)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Характеристика комплексной коррекционно-развивающей программы «Ступеньки» Н.В. Серебряковой.
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Психокоррекционные технологии для детей с психическим недоразвитием.
4. Психокоррекционные технологии при задержке психического развития.
5. Психокоррекционные технологии для детей с поврежденным психическим развитием.
6. Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом.
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. СП-б., 2005.
3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. С-Пб., 2003.
4. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами нарушений // Дефектология. 2000, № 1. С. 66.
5. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.
Цель и задачи изучения темы:
1. Познакомиться с методическим обеспечением психодиагностики к школе и предпосылок школьной дезадаптации
2. Раскрыть содержание программ и психодиагностических комплексов изучения психолого-педагогической готовности к школе детей с проблемами развития
3. Познакомиться со стратегией и тактикой коррекционно-развивающей работы в случаях несформированности разных компонентов психолого-педагогической готовности к школе
4. Раскрыть цели, задачи, содержание программ формирования психолого-педагогической готовности к школе и коррекции дефицитарных школьно-значимых функций
5. Формировать представление об алгоритме составления программы развития психологической готовности к школе детей дошкольного и младшего школьного возраста
6. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: ответы на вопросы предполагает привлечение материалов самостоятельной работы (тема 2.7., раздел 2).
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Виды психодиагностики готовности к школьному обучению: скрининговая, динамическая, углубленная диагностика; предварительная (ориентировочная)
2. Программы и диагностические комплексы, направленные на изучение психолого-педагогической готовности к школе детей с проблемами развития
3. Цели, задачи, организация, методы диагностической деятельности по выявлению предпосылок школьной дезадаптации.
4. Стратегия и тактика развивающей работы в связи с разными вариантами психологической готовности к школьному обучению: интеллектуальная неготовность, эмоциональная неготовность, личностная неготовность, социально-психологическая неготовность.
5. Программы формирования психолого-педагогической готовности к школе и коррекции дефицитарных школьно-значимых функций
6. Алгоритм разработки развивающей программы для детей 6-8 лет
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. М., 2006.
2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. С. 170-177.
4. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. – М., 2006. – С. 128.
5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М., 2001.
6. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л.И. Переслени. М., 2006.
7. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе: уч.-метод. пособие / авт коллектив: О.Р. Ворошинина, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина и др.; под общ. ред. Л.В. Коломийченко: Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2006.
8. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону. 2003. – С. 384.