Литература
Оценивание
По И.П.Иванову
Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.
Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.
Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.
Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.
В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.
|
|
Примечание. В литературе имеется немало примеров технологий частно-методического уровня с акцентом на развитие отдельных творческих способностей ребенка. Это прежде всего системы музыкально-творческого образования - Д.Б Кабалевского, В В Кирюшина, художественного воспитания - Б.М.Иеменского, формирования литературного творчества - В А.Левина, театрального творчества - ЕЮ Сазонова и др.
В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным технологиям творческого развития. Модель Дж. Шваба делает акцент на исследовательских методах и процедурах в изучении естественных наук, модель Дж. Зухмана - на обучении сбору данных и построении гипотез.
В основе модели «Синектика» лежит ряд представлений об иррациональной природе творческой деятельности и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побуждение к поиску метафорических, символических аналогий). Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная (элементы КТД, мозговой штурм, отношения ответственной зависимости).
1 Альтов Г. И тут появился изобретатель. - 2-е изд. - М., 1987.
2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М., 1973.
3. Ллътшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов, 1961.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.
5. Альтшуллер Г.С, Селюцкип Л.Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Каре лия, 1980.
6. Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. - М., 1986.
|
|
7. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.. 1975.
8. Воробей Ю.Д. Дидактика художественного творчества. - М., 1984.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
10. Глюцер В.И. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. - М, 1964.
11. Голъдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. - М., 1977.
12. Грибов ЮЛ. Психолого-педагогические условия развития творческого вы ражения учащихся и учителей / / Вопросы психологии. -1989. - №?2.
13. Ефимов B.C. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления. - М.: Интерпракс, 1994.
14. Иванов Г.И. Формула творчества, или Как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
15. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1992.
16. Кабалевский J.E. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.
17. Киртшип В.В. Музыкальные мифы. Кн. 1-5. - М., 1992
18. К.ырин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
19. Кплояина П.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. - М., 1983.
20. Кругликов Г.И.. Симоиенко B.J.. Цырлин М.Д. Основы технического творчества. - М., Народное образование, 1996.
21. Кудрявцева Т.В. Психология технического мышления. - М., 1975.
22. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М., 1970.
23. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1983.
24. Левин В.А. Воспитание творчеством. - М.: Знание, 1977.
25. Левин В.А Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994. 26 Лук А.Н Психология творчества. - М.. Наука, 1979.
27. Майданов Л.С. Процесс научного творчества. - М., 1983
28. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках (методы нужно проверять). -М., 1984.
29. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / / Педагогика. - 1996. - №3
30. Неменский Б.У1. Мудрость красоты. - М., 1986.
31. Петрович Я., Цуриков В. Путь к изобретению. - М., 1986.
32. Полуянов Ю. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982.
33. Пономарев Я.Л. Психология творчества. - М.: Педагогика, 1976.
34. Развитие творческой активности школьника / Под ред. A.M. Матюшина. - М.: Педагогика, 1991.
35. Разумовкский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М., 1975.
36. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.
37. Сазонов Е.Ю. Город мастеров /V Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987.
38. Саламатов Ю. Как стать изобретателем. - М.: Просвещение, 1990.
39. Селевко Г.К. Развивать интерес к рационализации и изобретательству // Вечерняя средняя школа. -1961. - №4.
40. Селевко Г.К. Творческие задания как метод обучения // Вечерняя средняя школа. -1962. - №2.
41. Селевко Г.К. формирование творческого мышления // Сборник тезисов на учно-практической конференции. - Омск, 1986.
42. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988.
43. Эсаулов А.Ф. Проблема решения задач в науке и технике. - Л., 1979.
Лучший подарок для будущего - прошлое.
Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).