Литература
Литература
Особенности методики
Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину.
Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.
Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.
Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.
|
|
Организация учебного процесса по предметам основана на
• перенесении акцента с преподавания на учение;
• превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
• использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);
• приоритет самостоятельных методов и приемов.
Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).
В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.
I. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.
2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986.
3. Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.
4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.
5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.
6. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996.
7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.
8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
|
|
9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;
10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|
II. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950. 12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интер-
пракс, 1995.
13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.
XII. Педагогические технологии авторских школ
Термины «инновационная школа» и «авторская школа»употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г.Песталоцци, С.Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Школы М.Монтессори, Р.Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н.Сороки-Росинского, Н.А.Сухомлинского, Ф.Ф.Брюховецкого, Т.Е.Конниковой и др.).
Особую роль авторские школы играют на современном этапе революционного преобразования общественного устройства: они ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной техно прической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.
• Инновационносгпь: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
• Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
1. Селенко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. -Ярославль, 1997.
2. Управление развитием школы // Под ред. ММ. Поташника, В С. Лазарева. - М., 1995.
Ямбург Евгений Александрович - заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы.
Бройде Борис Александрович - заслуженный учитель РФ, директор учебно-воспитательного комплекса вариативного образования на базе с.ш. № 26 г. Ярославля.
Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.
Прообразом такой школы служит Маннгеймская система, получившая свое название от имени города Маннгейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.