Цели и задачи технологии на современном этапе развития общества

Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен.

Современное состояние развития общества заставляет пересмотреть некоторые концептуальные положения трудового обучения в школе.

Сейчас отвергается как ошибочное представление о том, что из любого нормального ребенка можно вылепить что угодно. В связи с этим необходимо помнить о том, что любой школьник — это, прежде всего, личность. А личность реализуется в разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому если рассматривать трудовое обучение исходя из интересов школьника, а в глобальном масштабе — из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие ее индивидуальных качеств.

Отсюда напрашивается вывод, что в трудовом обучении нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках технологии, поощрять инициативу.

В течение нескольких десятилетий, начиная с 1918 г., сложилась совершенно определенная концепция уроков ручного труда, отражающая конкретные образовательные и воспитательные задачи. Главными среди них были: политехническое образование учащихся, воспитание у них трудолюбия и т.п. Задачи учебного предмета отражали социальный заказ общества: развивающейся экономике нужны были значительные массы квалифицированных рабочих для производства - отсюда и необходимость политехнической подготовки. Присутствие слова «труд» предъявляло к технологии свои, созвучные духу времени, требования. Подразумевалось, что именно здесь и происходит главная подготовка к труду, и вся мера нравственной ответственности за воспитание трудолюбия возлагалась на уроки технологии. Иначе говоря, предполагалось, что если хорошо учить школьника азам ремесла, то автоматически можно приучить его трудиться.

Сегодня школа призвана решать иные задачи. Во-первых, вспомним, что умственный труд, который составляет основу учебной деятельности, требует от маленького школьника значительно больших усилий, чем рукоделие на уроках технологии. Как когда-то справедливо заметил К. Д. Ушинский, именно умственный труд является едва ли не самым тяжелым. И если говорить о воспитании трудолюбия и привычки к труду в учебном процессе, то за это в равной мере отвечают все учебные дисциплины. Что же касается политехнической подготовки, ее актуальность на современном этапе заметно снизилась вместе со снижением потребности в массовой подготовке рабочих кадров. Разумеется, рабочие для производства нужны и сегодня, но их подготовка по всем законам науки и здравого смысла не может начинаться в начальной школе.

Иначе говоря, сама жизнь поставила перед школой вопрос: нужны ли вообще современному школьнику уроки ручного труда, если прежние задачи этого учебного предмета утратили актуальность?

Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе учителя, врачи, конструкторы, нужны художники и философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный социальный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.

Для решения этой задачи школа вынуждена искать все новые резервы и по возможности избегать непродуктивных затрат времени. Поскольку ранняя ремесленная подготовка детей сегодня должна быть отнесена именно к таким непродуктивным видам работы, школа постепенно оттеснила уроки ручного труда на второй план, а в некоторых случаях и вовсе вытеснила, заменив другими, более «важными» предметами.

Действительно, в нынешних условиях нелепыми выглядят уроки, на которых ученики осваивают сугубо частные и очень специальные приемы ручной работы или приобретают аналогичные им «теоретические» знания (о разновидностях швейных игл, молотков, ножниц и т.п.). Дело в том, что традиционно построенный урок труда как урок ремесленной практики сегодня действительно не имеет смысла.

На сегодня актуальным является определение нового смысла этой учебной дисциплины и ее места среди других дисциплин. Может ли ручной труд что-то добавить к общему образованию? Есть ли у него какие-то свои, не заменяемые другими предметами, развивающие возможности? Нужен ли он вообще в общеобразовательной школе и если нужен, то для чего? Современная методика трудового обучения как наука призвана ответить на поставленные вопросы; это одна из основных ее задач. Другая не менее важная задача заключается в том, чтобы подготовить творческого учителя, который умеет самостоятельно мыслить, анализировать самые разнообразные методические и практические материалы, альтернативные программы, осуществлять их выбор и строить свою работу в соответствии с требованиями развивающего обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: