Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения

Принцип доступности и посильности

Я. А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие дидактические правила:

1. В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.

2. В обучении следует переходить от легкого к более трудному.

Соблюдение этих дидактических правил является залогом успеха учебно-воспитательной работы независимо от уровня, на котором она ведется.

Предъявление к учащимся непосильных для них требований подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, воздвигает серьезные психологические барьеры на пути достижения учебных целей. Слишком низкий уровень требований отбивает интерес к учебе, не мобилизует усилия учащихся. Вот почему учитель должен хорошо знать своих учеников, должен интересоваться их работой, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеть.

3. В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.

Здесь следует сделать оговорку. Переходя от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, мы ни в коем случае не подразумеваем, что обучение нужно сделать легким. Оно становится таковым для детей само, если учтены уровень развития учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности. Учитель на уроках труда может, умело дозируя учебный материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно приучая учащихся к их преодолению.

4. В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и продвинутости в учебе отдельных учащихся.

Это один из самых «молодых» принципов в дидактике. В те времена, когда учитель в традиционной школе рассматривался в качестве «центральной фигуры», а от учеников нужно было лишь, чтобы «сидели тихо» и заучивали материал, такой принцип не был актуален.

Принцип активного и сознательного участия школьников в учебном процессе вводится с целью выработки их активной жизненной позиции. Разработка этого принципа выработала ряд дидактических правил:

1. Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихся и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.

2. Учитель должен ставить учеников в ситуации, требующие от них умения анализировать.

3. Учитель должен создать условия, содействующие приобщению учеников к коллективным формам работы.

При преподавании технологии важно развивать творческое групповое мышление. Оно предполагает выработку неожиданного взгляда на сложившуюся природу вещей, стремление к пониманию других и заинтересованности в их идеях. Коллективные формы работы воспитывают уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Сотрудничество в области решения задач представляет очень ценное завоевание современной школьной дидактики. Человеку всегда приходится участвовать в распределении обязанностей, координации индивидуальных усилий, руководить самому и подчиняться распоряжениям других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: