Для обеспечения возможности выполнения двигательных упражнений (разминочных, упражнений на улучшение телесно-эмоционального контакта, что крайне необходимо на стадии сплочения группы) необходимо наличие дополнительного пространства.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятия лучше всего проводить в специально подготовленных помещениях (если тренинг проводится с группой совместно работающих людей, его не рекомендуется проводить в том помещении, где они работают). Для проведения тренинга очень подходят санатории, пансионаты, находящиеся за пределами города. Если тренинг длится 5-6 и более дней, участники могут не только жить и питаться в этих санаториях, но и отдыхать, заниматься спортом и т.д. Вообще во время тренинга-марафона не рекомендуется уходить ночевать домой - «выпадение» из контекста и атмосферы тренинга может затормозить групповую динамику, а иногда и принести серьезный вред, особенно если участники, нарушая принцип конфиденциальности, рассказывают о происходящем на занятии своим домашним и наталкиваются на непонимание или откровенные насмешки. Желательно в дни проведения тренинга снизить уровень контактов с «внешним миром» до минимума - это позволяет добиться более глубокого погружения в «тренинговую реальность».
|
|
Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех. Т.к. занятия могут длиться 10-12 часов, очень важно, чтобы помещение было просторным (30-50 кв. метров для группы численностью 15-20 человек) и хорошо проветриваемым.
Помимо удобных и легких кресел для участников, располагающихся по кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, звуковоспроизводящая система; желательно наличие видеомагнитофона и телевизора.
Þ Практика показывает, что отсутствие необходимых условий для тренинговой работы резко снижает эффективность занятий, так как ведущий и участники вынуждены большую часть времени тратить на организацию пространства, а в случае невозможности его организации, на протяжении всего занятия у них присутствует факт осознавания и ощущения имеющегося дискомфорта.
Хорошо, если помещение настолько просторно, что круг участников занимает только его половину, а во второй половине на полу лежат маты или ковровые покрытия (это удобно для проведения медитативных упражнений и ряда упражнений телесной или танцевально-экспрессивной терапии).
|
|
Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут. Перерывы по времени строго не регламентированы, они делаются исходя из логической структуры занятия (например, по окончанию очередного информационного блока или выполнения участниками упражнения и проведения рефлексии). Возможен более длительный обеденный перерыв.
Несмотря на кажущуюся очевидность необходимости оценки эффективности тренинга, проблема методов, способов и средств оценки результатов профессионального тренинга является практически не проработанной. Специалисты выделяют следующие причины недостаточной изученности проблемы эффективности тренинга:
Ø общепринятых критериев и стандартов оценки эффективности тренинга не существует;
Ø в соответствии с целями и задачами тренинга участие в них может оказывать разное влияние на человека: изменять эмоциональное состояние, повышать уровень знаний, повлиять на внутреннюю организацию личности, активизировать процессы самопознания, изменять поведение и др.;
Ø оценка эффективности тренинга осложняется тем, что оказанное на участника воздействие может проявиться во время тренинга, но исчезнуть несколько дней спустя; полученные изменения могут также носить отсроченный характер, т.е. проявляться не сразу после тренинга;
Ø некоторые произошедшие с участниками изменения являются внутренними и не доступными объективному изучению, другие изменения, наоборот, могут быть неосознанными, т.е. недоступными внутреннему (само) наблюдению, но фиксироваться внешними наблюдателями;
Самым распространенным, по мнению большинства специалистов, на сегодняшний день подходом к оценке эффективности тренинга является модель, предложенная Д.Кирпатриком (1975), включающая в себя следующие уровни оценки:
1. Реакция - эмоциональное отношение участников тренинга к обучению: что именно и в какой степени понравилось или не понравилось участникам тренинга (личность тренера; стиль проведения тренинга; содержание тренинга; уровень понимания; методы тренинга; раздаточные материалы; вспомогательное оборудование; отношения в группе; степень вовлеченности участников; собственная работа на тренинге).
2. Поведение - оценка изменений в поведении членов группы, произошедших в результате участия в тренинге. Главная задача данного этапа оценки - выяснить, в какой мере усвоенные знания и навыки переносятся участником тренинга в реальную жизнь.
Если речь идет о профессиональном тренинге (формирования навыков и умений в профессиональной сфере), оцениваются следующие параметры:
3. Обучение - оценка степени усвоения материала тренинга (совокупность таких характеристик, как знания, отношения, умения и навыки, способности, установки).
4. Результаты - оценка результатов, которые принесло обучение конкретных сотрудников организации в целом. Результатами, например, являются снижение числа жалоб клиентов, уменьшение текучести кадров, повышение качества выпускаемой продукции, рост производительности труда, уменьшение конфликтов на производстве и т.п. Чаще всего под оценкой результатов имеют в виду финансовую оценку эффективности проведенного тренинга.
Данная модель обладает рядом достоинств, главным из которых является стремление реализовать комплексный подход к оценке эффективности тренинга, но, в то же время, она не лишена недостатков. Так можно выделить следующее: среди субъективных критериев оценки эффективности фиксируется только эмоциональная реакция на тренинг, а самооценочный компонент участников относительно собственных знаний, умений и установок после тренинга не изучается; методы, применяющиеся для оценки поведения, как правило, страдают недостатком объективности; в данной модели не предусмотрена дифференцированная оценка уровня умений (см. В.Ю.Большаков, 1996).
|
|
Л.Р.Ахмадиева предложила другую модель оценки эффективности профессионального тренинга: фиксацию значимых изменений, происходящих у участников на трех уровнях: аффективном, когнитивном и деятельном (Л.Ахмадиева, 2006).
Аффективная сфера. В нее включаются эмоции, установки, мотивация участников тренинга. Эмоциональные компоненты могут быть измерены при помощи «Анкет обратной связи», фиксирующих в количественной форме аффективное отношение участников к тренингу. Мотивацию и установки участников тренинга также можно выявить путем анкетирования, предлагая оценить уровень своих желаний и устремлений, связанных с темами тренинга, например, по десятибалльной шкале. Для количественного анализа изменений в аффективной сфере тренинга можно использовать такие показатели как: достижение цели тренинга; эмоциональное отношение к его информационному содержанию, к объему и способу преподнесения на тренинге материала; отношение к упражнениям, желание продолжить обучение на тренинге.
Þ Практическое использование данной модели показало, что чем ниже балл по эмоциональному отношению к тренингу, тем выше усвоение знаний и умений. Таким образом, в будущем от эмоциональной оценки тренинга как способа измерить его эффективность либо придется отказаться, либо потребуется пересмотреть устоявшееся мнение, согласно которому, чем больше человек вовлекается эмоционально в процесс обучения, тем более эффективно происходит усвоение материала (Л.Ахмадиева, 2006).
Когнитивная сфера. В данную сферу входит объем усвоенной участником информации, т.е. полученные по тематике тренинга знания и уровень когнитивных умений. Диагностика может проводиться при помощи методик «Самооценка знаний» и «Самооценка когнитивных умений».