Скетчи

Цель: этим набором упражнений можно пользоваться в группе с це­лью развития коммуникационных навыков. Он позволяет отработать целый ряд полезных поведенческих навыков в условиях наличия обратной связи между участниками.

Необходимое время: 1 час. Материалы: не нужны. Подготовка: специальной подготовки не требуется.

Процедура: Для того чтобы начать упражнение, необходимы три добро­вольца из числа членов группы. Каждый из них выбирает для себя коммуника­тивный стиль из числа описанных семейным психотерапевтом Вирджинией Сатир. Она выделила четыре стиля поведения человека, находя­щегося в состоянии стресса или конфликта:

Соглашатель. Такой человек всегда готов к согласию. Он непрерывно изви­няется и стремится любой ценой «не гнать волну». Соглашатель производит впечатление беспомощности, типичным для него способом самовыражения является нытье.

Обвинитель. Это противоположность соглашателю. Он постоянно ищет, кого бы в чем упрекнуть, и всех провоцирует на конфликты. Обвинители держатся свысока, а свои собственные недостатки переносят на других. Говорят они громко и властно и при этом часто тыкают пальцем. Мышцы лица и тела напряжены

Вычислитель. Таким людям свойственна ультра-рассудительность, спокойствие и собранность. Эмоции и эмоциональность для них хуже чумы. Говорят они монотонно, в разговоре оперируют больше абстракциями и выглядят на­пряженно и чопорно.

Путаник. Для таких людей характерны заявления, которые не имеют отношения к сути дела и только сбивают с толку. Они все какие-то дерганые и некоординированные, и для их речи характерно несоответствие между смыслом и интонацией.

Каждого добровольца просят выбрать такой коммуникативный стиль, кото­рый для него внове. В выбранных ролях они могут чувствовать себя неудобно, но это расширяет их поведенческий репертуар. Затем они выбирают любую тему и приступают к ее обсуждению, придерживаясь каждый своей роли. Ос­тальные члены группы наблюдают за ними. Минут через пять наблюдателям предлагается рассказать о том, как они воспринимают происходящее на их глазах обсуждение. После этого добровольцы делятся своими впечатлениями, возникшими при исполнении выбранных ролей. Экспериментируя с различны­ми стилями поведения, участники могут научиться общаться друг с другом в наиболее подходящей для этого манере, не вызывающей у собеседников желания прибегнуть к защитным реакциям. Потом эту же процедуру можно повторить еще с тремя желающими. Каждый в группе должен получить возможность поучаствовать в скетче хотя бы раз.

Таким же «аквариумным» способом, когда одни плавают, а остальные на­блюдают, можно изучать другие коммуникативные навыки. Давать представление о разных способах поведения можно, предлагая четырем-пяти членам группы соответствующие роли в самых разных ситуациях. Например, обсуж­дение проблемы аборта можно повернуть так, что один из участников будет отстаивать точку зрения прямо противоположную его собственной, другого можно попросить, чтобы он поддерживал того, кто доминирует в дискуссии, третьего - чтобы он отвлекал остальных от основной темы, а четвертого, что бы он опровергал идеи доминирующего участника. Число различных ролей ограничено только воображением участников и руководителя группы.

Поведение участников скетча дает всей группе материал, на котором можно практиковаться в умении описывать поведение, избегая ярлыков и не раздумывая вероятные мотивы. Опять-таки это надо делать до тех пор, пока участником скетча хотя бы раз не побывает каждый член группы.

4. Функциональные роли: решение задач и оказание поддержки.

Цель: в этом упражнении члены группы получают обратную с относительно их обычного поведения во взаимодействии. При этом оценивается их участие как в решении стоящих перед группой задач, так и в поддержа­нии ее работоспособности. Члены группы учатся определять, какие функцио­нальные роли представлены в группе недостаточно, а какие чрезмерно.

Необходимое время: 1 час. Материалы: описание способов поведения, характерных для участия в ре­шении групповых задач и оказании поддержки. Подготовка: специальной подготовки не требуется.

Процедура. Половина группы усаживается в центре помещения, другая половина располагается вокруг сидящих. Каждому во внешнем круге предла­гается наблюдать за поведением кого-либо из находящихся в центре. Все чле­ны группы получают следующие инструкции.

Если вы находитесь в центре, вам предстоит принять участие в дискуссии, которая будет продолжаться 15-20 минут. Подойдет любая тема, но лучше, чтобы она в конце обсуждения так и осталась открытой. Во время дискуссии за вами будет наблюдать кто-либо из внешнего круга.

Если вы находитесь во внешнем круге, обратите внимание на то, как часто партнер, за которым вы наблюдаете, вносит непосредственный вклад в решение поставленной задачи и как часто он помогает урегулировать отношения, возникающие между членами группы в процессе дискуссии. Послед­нее как раз и относится к функции оказания поддержки и может включать реплики, способствующие разрядке возникающей время от времени напряженности, усилия, направленные на достижение компромиссов и на гармонизацию отношений в группе, одобрительные высказывания. Отметьте, какие из этих действий способствуют, а какие препятствуют достижению общегрупповой цели. Запишите, какие формы поведения носят непродуктивный характер. Это могут быть самоустранение, уход от темы, стремление ко всеобще­му признанию, доминирование, агрессия, склонность к разрушению или просто безразличие. Через 15-20 минут сообщите партнеру о результатах своих наблюдений.

Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется. Упражнение можно завершить обсуждением того, как часто участники выполняют функ­ции оказания поддержки и решения стоящих перед группой задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: