Цель: этим набором упражнений можно пользоваться в группе с целью развития коммуникационных навыков. Он позволяет отработать целый ряд полезных поведенческих навыков в условиях наличия обратной связи между участниками.
Необходимое время: 1 час. Материалы: не нужны. Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: Для того чтобы начать упражнение, необходимы три добровольца из числа членов группы. Каждый из них выбирает для себя коммуникативный стиль из числа описанных семейным психотерапевтом Вирджинией Сатир. Она выделила четыре стиля поведения человека, находящегося в состоянии стресса или конфликта:
Соглашатель. Такой человек всегда готов к согласию. Он непрерывно извиняется и стремится любой ценой «не гнать волну». Соглашатель производит впечатление беспомощности, типичным для него способом самовыражения является нытье.
Обвинитель. Это противоположность соглашателю. Он постоянно ищет, кого бы в чем упрекнуть, и всех провоцирует на конфликты. Обвинители держатся свысока, а свои собственные недостатки переносят на других. Говорят они громко и властно и при этом часто тыкают пальцем. Мышцы лица и тела напряжены
|
|
Вычислитель. Таким людям свойственна ультра-рассудительность, спокойствие и собранность. Эмоции и эмоциональность для них хуже чумы. Говорят они монотонно, в разговоре оперируют больше абстракциями и выглядят напряженно и чопорно.
Путаник. Для таких людей характерны заявления, которые не имеют отношения к сути дела и только сбивают с толку. Они все какие-то дерганые и некоординированные, и для их речи характерно несоответствие между смыслом и интонацией.
Каждого добровольца просят выбрать такой коммуникативный стиль, который для него внове. В выбранных ролях они могут чувствовать себя неудобно, но это расширяет их поведенческий репертуар. Затем они выбирают любую тему и приступают к ее обсуждению, придерживаясь каждый своей роли. Остальные члены группы наблюдают за ними. Минут через пять наблюдателям предлагается рассказать о том, как они воспринимают происходящее на их глазах обсуждение. После этого добровольцы делятся своими впечатлениями, возникшими при исполнении выбранных ролей. Экспериментируя с различными стилями поведения, участники могут научиться общаться друг с другом в наиболее подходящей для этого манере, не вызывающей у собеседников желания прибегнуть к защитным реакциям. Потом эту же процедуру можно повторить еще с тремя желающими. Каждый в группе должен получить возможность поучаствовать в скетче хотя бы раз.
Таким же «аквариумным» способом, когда одни плавают, а остальные наблюдают, можно изучать другие коммуникативные навыки. Давать представление о разных способах поведения можно, предлагая четырем-пяти членам группы соответствующие роли в самых разных ситуациях. Например, обсуждение проблемы аборта можно повернуть так, что один из участников будет отстаивать точку зрения прямо противоположную его собственной, другого можно попросить, чтобы он поддерживал того, кто доминирует в дискуссии, третьего - чтобы он отвлекал остальных от основной темы, а четвертого, что бы он опровергал идеи доминирующего участника. Число различных ролей ограничено только воображением участников и руководителя группы.
|
|
Поведение участников скетча дает всей группе материал, на котором можно практиковаться в умении описывать поведение, избегая ярлыков и не раздумывая вероятные мотивы. Опять-таки это надо делать до тех пор, пока участником скетча хотя бы раз не побывает каждый член группы.
4. Функциональные роли: решение задач и оказание поддержки.
Цель: в этом упражнении члены группы получают обратную с относительно их обычного поведения во взаимодействии. При этом оценивается их участие как в решении стоящих перед группой задач, так и в поддержании ее работоспособности. Члены группы учатся определять, какие функциональные роли представлены в группе недостаточно, а какие чрезмерно.
Необходимое время: 1 час. Материалы: описание способов поведения, характерных для участия в решении групповых задач и оказании поддержки. Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура. Половина группы усаживается в центре помещения, другая половина располагается вокруг сидящих. Каждому во внешнем круге предлагается наблюдать за поведением кого-либо из находящихся в центре. Все члены группы получают следующие инструкции.
Если вы находитесь в центре, вам предстоит принять участие в дискуссии, которая будет продолжаться 15-20 минут. Подойдет любая тема, но лучше, чтобы она в конце обсуждения так и осталась открытой. Во время дискуссии за вами будет наблюдать кто-либо из внешнего круга.
Если вы находитесь во внешнем круге, обратите внимание на то, как часто партнер, за которым вы наблюдаете, вносит непосредственный вклад в решение поставленной задачи и как часто он помогает урегулировать отношения, возникающие между членами группы в процессе дискуссии. Последнее как раз и относится к функции оказания поддержки и может включать реплики, способствующие разрядке возникающей время от времени напряженности, усилия, направленные на достижение компромиссов и на гармонизацию отношений в группе, одобрительные высказывания. Отметьте, какие из этих действий способствуют, а какие препятствуют достижению общегрупповой цели. Запишите, какие формы поведения носят непродуктивный характер. Это могут быть самоустранение, уход от темы, стремление ко всеобщему признанию, доминирование, агрессия, склонность к разрушению или просто безразличие. Через 15-20 минут сообщите партнеру о результатах своих наблюдений.
Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется. Упражнение можно завершить обсуждением того, как часто участники выполняют функции оказания поддержки и решения стоящих перед группой задач.