Блок 3: общая осведомленность и развитие речи

Проведенная в ходе исследования беседа позволила выявить уровень представлений детей о труде взрослых, семье, сезонных явлениях природы.

В 1-ю группу вошли дети, ответы которых отличались полно­той, правильностью построения грамматических конструкций, богатым словарем. Они четко различали времена года, подробно описывали природные явления, сезонную одежду, а также лет­ние и зимние детские развлечения. Как видно из рис. 9, у дош­кольников с ЗПР таких исчерпывающих ответов было почти в 2,5 раза меньше, чем у нормально развивающихся дошкольни­ков, и столько же, сколько у детей с ТО. Основная масса детей с ЗПР показала средний (34,3%) и ниже среднего (33,9%) уров­ни общей осведомленности и развития речи, тогда как более 65% детей с ТО — уровень ниже среднего. Так, сравнивая зиму и лето, они называли лишь 2-3 отличительных признака, например: «Зимой — снег, летом — солнце; зимой — сугробы, летом — трава». Для более подробного описания им требовались наводя­щие вопросы.

Абсолютно неверных ответов или попыток ухода от ответа практически не наблюдалось.

Характеризуя осведомленность дошкольников с ЗПР 7-и лет, можно отметить меньший объем знаний по сравнению с их нор­мально развивающимися сверстниками. Речь этой группы детей,

Рис. 9

□ 1-й уровень Щ 2-й уровень

■ 3-й уровень

■ 4-й уровень

хотя она и удовлетворяет потребности повседневного общения и не характеризуется грубыми лексическими ошибками, наруше­ниями произношения и грамматического строя, отличается бед­ностью словаря и грамматических конструкций.

Однако следует подчеркнуть положительные тенденции, кото­рые прослеживаются при сравнении детей с ЗПР, посещавших специальные коррекционно-развивающие занятия, и детей с ТО, занимавшихся по программе массового детского сада (не учиты­вающей индивидуально-типические особенности детей).

Блок 4: учебная мотивация

Уровни развития учебной мотивации в группах нормально развивающихся дошкольников и детей с ЗПР существенно не различаются (рис. 10). Около 20% детей обеих групп демонстри­руют готовность к принятию новой социальной позиции — поло­жения школьника, осознают необходимость обучения в школе для получения новых знаний.

Большая часть дошкольников всех трех групп показала 2-й уровень сформированности учебной мотивации: дети хотят в школу, но привлекают их внешние факторы (новый портфель, учебники и тетради; то, что в школе не спят, как в детском саду; добрая учительница и т.д.).

Небольшая часть детей (почти одинаковая во всех 3-х груп­пах) продемонстрировала активное нежелание идти в школу. В большинстве случаев они объясняли это «негативным» опытом знакомых школьников.

То обстоятельство, что ни один ребенок из группы детей с ТО не продемонстрировал высокого мотивационного уровня готовно­сти к школьному обучению (в сравнении с 20% детей с ЗПР),

Рис. 10

□ 1-й уровень Щ 2-й уровень И 3-й уровень ■ 4-й уровень

может свидетельствовать о том, что учет индивидуально-типиче­ских особенностей детей при построении учебно-воспитательного процесса влияет на формирование мотивационно-потребностной сферы дошкольников.

Обобщенные результаты диагностики знаний об окружающем мире и сформированности учебной мотивации приведены в При­ложении 3 (табл. 3).

Заключение

Исследование психологической готовности к обучению в шко­ле детей с ЗПР, с которыми в дошкольном возрасте проводилась коррекционно-развивающая работа в специальных группах, а также воспитанников массовых детских садов (с нормальным развитием и с трудностями в обучении) выявило специфические особенности каждой из этих групп.

Как и следовало ожидать, лучше всех подготовленными к школе оказались дети с нормальным развитием. У них наблюда­лись высокая познавательная активность, сформированность навыков саморегуляции деятельности и поведения, развитая аналитико-синтетическая деятельность.

Группа детей с ЗПР по развитию саморегуляции и сформиро­ванности мыслительной деятельности оказалась очень неоднород­ной. Некоторые дошкольники по своим показателям были близ­ки к нормально развивающимся сверстникам. Около 55% детей этой группы показали психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе. У этих дошкольников развита по­знавательная потребность и сформирована «внутренняя позиция школьника» (по Л.И. Божович). Они могут действовать в соот­ветствии с принятым намерением, осознанно организуя свою познавательную деятельность. Развитие интеллектуальной сферы у этих детей характеризуется умением выделять существенное в окружающей действительности, сравнивать, выделять сходное и отличное, делать выводы и т.п.

Остальных детей с ЗПР мы считаем недостаточно готовыми к обучению в школе по общеобразовательным программам. Эти дошкольники характеризуются психоэмоциональной незрелостью, инертностью познавательных процессов, несформированностью произвольных форм деятельности. Однако при создании опреде­ленных условий они смогут активно включиться в учебный про­цесс и актуализировать свои потенциальные возможности. Таким

детям мы рекомендуем обучение в классах КРО общеобразова­тельных школ и продолжение индивидуальных занятий с психо­логом и логопедом.

Таким образом, данное психологическое обследование позволяет говорить об эффективности проведения специальной коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольных учреждений, что еще раз подтверждает теоретическое положение Л.С. Выготского о роли социальных условий в компенсации и коррекции дефекта.

Успешное выполнение детьми с ЗПР (по сравнению с детьми с ТО) заданий, требующих концентрации внимания, умения следо­вать указаниям взрослого, а также сформированность у них эмо­ционально-личностной сферы лишний раз подтверждают не­обходимость обучать и воспитывать детей с задержкой психиче­ского развития в особых условиях и иными методами, чем те, которые используют в массовых детских садах. Коррекционно-развивающие занятия становятся при этом не только средством подготовки ребенка с ЗПР к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации позна­вательной деятельности и всестороннего развития личности.

Глава VI

УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: