Маркетинговые исследования и их виды

СОЦИАЛЬНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Социальную и коммерческую значимость маркетинговых исследований красноречиво иллюстрируют два факта:

Во-первых, несмотря на высокую стоимость такого рода исследований как частные фирмы, так и общественные организации во все возрастающих масштабах заказывают маркетинговые исследования.

Во-вторых, большая часть населения охотно участвует в разного рода исследованиях, безвозмездно отдавая свое время и делясь мнением с людьми проводящими маркетинговые исследования.

Это происходит потому, что качество управленческих решений, основанных на информации, полученной в ходе исследования, заметно повышается, а следовательно увеличиваются доходы фирмы. Потребитель также заинтересован в подобных исследования, поскольку он получит товар в большей степени учитывающий его потребности. Поэтому выигрывают обе стороны.

Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Крупные зарубежные компании ежегодно проводят своими силами или заказывают проведение сторонним организациям в среднем 3-4 маркетинговых исследования.

В научной литературе существует несколько определений понятия “маркетинговое исследование”. Наиболее часто применяется широкая трактовка этого понятия, которая включает: как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы. Т.е. под маркетинговым исследованием следует понимать решение маркетинговой проблемы (или комплекса проблем) фирмы путем проведения специального исследования.

К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.

Принцип объективности означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.

Принцип точности означает точность постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимому достоверность результатов.

Принцип тщательности означает детальность планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива а также эффективной системы его работы.

Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые фирмами, различают как по масштабам, так и по видам. Важнейшими факторами, определяющими масштабы маркетинговых исследований и их направление являются размер и специализация фирмы. Так, по сведениям зарубежной литературы, средние фирмы затрачивают на маркетинговые исследования гораздо меньшую долю своего бюджета (1,5%), чем крупные (3,5%). Фирмы, выпускающие товары потребительского назначения затрачивают на маркетинговые исследования большую долю оборота (0,08%), чем фирмы выпускающие товары промышленного назначения (0, 04%). Мелкие же фирмы, независимо от их специализации, как правило, не затрачивают существенных средств на маркетинговые исследования.

Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований, исходя из имеющихся ее возможностей и потребностей в маркетинговой информации. Поэтому виды маркетинговых исследований, проводимые различными фирмами, могут быть разными. Но вместе с тем, результаты опросов различных зарубежных фирм, показывают, что фирмы на протяжении многих лет отдают устойчивое предпочтение определенным видам исследований.

К современным тенденциям, влияющим на эффективность проведения маркетинговых исследований за рубежом, относят:

n рост доступности коммерческих баз данных

n расширение использования новоых технологий

n ухудшение образа опросов среди покупателей

Проведение маркетинговых исследований отечественными фирмами в настоящее время являются редкостью. Причины этого кроются, во-первых, в неустойчивости и непредсказуемости развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленность большинства фирм на обеспечение текущей прибыли, а во-вторых, в отсутствии положительного опыта в проведении положительного опыта таких исследований и недооценки отечественными предпринимателей их полезности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: