Подходы к этапам жизненного цикла товара.
Жизненный цикл состоит из 4 этапов («нулевой» выделяют некоторые специалисты):
0 этап. Этап разработки товара
1 этап. Этап выведения товара на рынок. Период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами прибыли на этом этапе еще нет.
3 этап. Этап зрелости. Период замедления темпов сбыта и связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.
4 этап. Этап упадка. Период характеризуется резким спадом сбыта и снижением прибылей.
Варианты кривой жизненного цикла товара.
А. Кривая с повторным циклом. Повторный цикл вызван предпринимаемыми фирмой мерами по стимулированию сбыта.
Б. Гребешковая кривая. Появление новых "гребней" вызвано открытием новых характеристик использования товара.
Понятие жизненного цикла используется для следующих категорий.
- Для целой группы товаров.
- Разновидности товаров.
- Марки товара.
Кривые жизненного цикла товара могут описать явления стиля, моды, фетиш.