double arrow

Последняя черта

Промышленный сектор экономики давно следовало бы переименовать в сектор услуг, ведь услугами в нем занято в два раза больше рабочих и служащих, чем собственно в производстве.

Постоянный рост этой отрасли экономики — явление отнюдь не новое. Еще в 1900 году в США и Великобритании сфера обслуживания обеспечивала больше рабочих мест, чем промышленная, а к 1950 году в ней было занята половина американских рабочих. В прошлом году этот показатель составил около 76%.

Сегодня США имеет самый крупный сектор обслуживания в мире, в котором производится 72% внутреннего валового продукта (ВВП) страны. На противоположном полюсе среди экономически развитых стран находится Германия, в секторе услуг которой производится всего 57% ВВП, причиной этого частично стало огромное количество государственных ограничений,

препятствующих расширению этой сферы.

И все же доля производственного сектора экономики постоянно сокращается во всех, без исключения, странах с разветвленной экономической системой. Сегодня на нее приходится всего 23% американского ВВП (и только 18% занятости), а в Великобритании и Канаде — всего по 20% общего объема производства. Даже в Германии и Японии, оплотах промышленности, в производственной сфере производится лишь 30% ВВП.

Услуги являются также наиболее быстро растущим элементом международной торговли: они составляют 20% общего объема международной торговли и 30% американского экспорта. Этот показатель включает услуги, которые не продаются, а предоставляются филиалами

непосредственно на зарубежных рынках. На сектор сервиса приходится около 40% объема прямых зарубежных инвестиций пяти крупнейших промышленных держав.

Объемы продаж услуг зарубежными филиалами американских компаний в 1990 году составили 119 миллиардов долларов, что лишь незначительно уступает показателю продаж частных сервисных фирм, размещенных в США (138 млд. долл.). Продажи, проведенные за рубежом, не оказывают прямого влияния на общий объем предоставленных услуг или на количество рабочих

мест в Америке, однако, когда прибыль, полученная в результате деятельности американских

компаний за рубежом, возвращается в страну, американская экономика значительно выигрывает.

Поскольку правительства все шире открывают свои границы для зарубежных компаний, масштабы будущего роста объема торговли и прямых зарубежных инвестиций в сектор услуг поистине огромны.

Сфера обслуживания объединяет полицейских и проституток, банкиров и мясников, но не все отрасли развиваются одинаковыми темпами. Лидерами являются области предоставления юридических и бизнес-услуг, которые выросли на 106 и 67% соответственно, а также сфера здравоохранения (59%) и досуга (53%). Количество рабочих мест в старых отраслях сервисного

сектора растет значительно медленнее, так, например, уровень занятости в сфере транспортного обслуживания и коммуникаций вырос всего на 13%.

Некоторые экономисты высказывают предположение, что бум, наблюдающийся в секторе услуг, вызван преимущественно фирмами, заключающими контракты с другими компаниями на выполнение работ, которые до этого выполняли сами. В качестве примеров приводятся общественное питание, рекламная деятельность и обработка данных. Однако исследования, проведенные в США и Великобритании, показали, что этим можно объяснить только незначительную часть роста.

В любом случае, официальные данные несколько преуменьшают огромную важность сферы услуг как для общего экономического процветания страны, так и для роста занятости населения, поскольку многие элементы деятельности в производственной сфере на самом деле относятся к услугам. Так, например, источник информации для всех банкиров и экономистов мира, The Economist, наряду с другими газетами и журналами, относится к производственному сектору экономики, хотя очевидно, что очень немногие из его служащих реально что-то производят. А вот журналисты, например, полностью работают в сфере обслуживания. Данный пример свидетельствует, что разделение экономики на сектор услуг и производственный сектор становится все более нецелесообразным.

По данным отчета Организации экономического развития и сотрудничества (Organization for Economic Cooperation and Development)*, взаимосвязь этих двух секторов становится все более и более тесной по мере того, как промышленные компании направляют все больше вводимых ресурсов в фирмы, занятые в сфере услуг, и наоборот. Постоянно растущие затраты на рекламу,финансовый менеджмент, а также использование ускоренных систем поставок означают, что к каждой единице продукции, созданной в результате производственной деятельности, добавляется все большая стоимость, созданная в секторе услуг.

Возьмем, например, ярчайший образец промышленного предприятия — компанию General Motors. Среди всех ее поставщиков самый крупный — это вовсе не завод по производству изделий из стали или из стекла, а компания Blue Cross-Blue Shield, которая предоставляет услуги в сфере здравоохранения. Если же говорить о результатах производственной деятельности GM, то одними из основных его "продуктов" являются финансовые и страховые услуги, которые в совокупности с системой электронного хранения документов (Electronic Document Storage — EDS), ее главного инструмента в предоставлении услуг, приносят компании пятую часть ее общего дохода.

Однако очень немногие производители признают, насколько сильно они зависят от сферы обслуживания. Так, например, президент компании Sony г-н Акио Морита (Akio Morita) в своей речи на ежегодном собрании Всемирного экономического форума (World Economic Forum) в Давосе (Davos) заявил, что "повышенное внимание к производственному сектору поможет

изменить основы нашей экономики. Только промышленность способна обеспечить большое количество качественных рабочих мест... Сектор услуг может выжить только при условии существования производственного сектора, для обслуживания которого он предназначен". Однако рассмотрим ситуацию в самой компании Sony: почти пятая часть ее прибыли приходится на кинематографический и музыкальный бизнес. Прибавьте сюда конструкторские разработки, маркетинг, финансы и послепродажную поддержку, и получится, что сервисная деятельность фирмы приносит ей как минимум половину общего дохода.

Те, кто сегодня призывают изменить экономическую политику и помочь производственному сектору, упускают один важный момент. Если услуги составляют половину продажной цены товаров, то повышение их эффективности может оказаться лучшим способом снижения конечной цены продукции, ведущим к укреплению ее конкурентоспособности, чем незначительное и постепенное совершенствование производственного процесса.

Основные направления повышения конкурентноспособности.

1. Признать общность своих интересов с интересами других компаний и поставщиков (связь с другими компаниями, в частности, усиливает позиции в международной конкуренции).

2. Признать, что персонал является ценным ресурсом, который следует воспитывать и обучать, а не простыми издержками, которые всячески следует сокращать.

3. В процессе управления производственными операциями не бойтесь возвращаться к основам.

Создавайте качество на стадии конструкторских разработок. Уделяйте больше внимания модернизации процесса, а не сосредоточивайтесь на внедрении инноваций в саму продукцию.

Красное, белое и бум: экономика США процветает

Трехпроцентный показатель темпа экономического роста, увеличение количества рабочих мест на 2 миллиона за один только прошлый год и уровень инфляции, не превышающий показатель 1960 года, сделали США объектом зависти всего промышленного мира. (Здесь речь идет о периоде до 1994 года. — Прим. ред.) Производительность среднестатистического американского рабочего, которая уже и так является высочайшей в мире, растет быстрее, чем во всех других развитых странах, не исключая и Японию.

США являются мировым поставщиком множества сложнейших товаров и услуг с наименьшими издержками производства, начиная от пластмассовых изделий и заканчивая программным обеспечением и финансовыми услугами. И после долгих лет экономического спада доля национального экспорта этой страны на мировом рынке постоянно растет.

В основном все эти преимущества должны сохраниться даже после того, как такие страны, как Япония и Германия, выйдут из периода застоя. Именно США, а не Япония, создала новое поколение коммерчески важных компьютерных и коммуникационных технологий, а также стала поставщиком передовых услуг во всех сферах, начиная от медицинского обслуживания и

заканчивая киноиндустрией.

И американские менеджеры не только в значительной мере способствуют разработке новых видов продукции, но и намного эффективнее, чем их европейские и японские коллеги, участвуют в модернизации своих компаний, обеспечивая тем самым все более высокий уровень конкурентоспособности своих фирм.

В этом заключается одна из причин, по которым даже те промышленные сферы США, по которым страна еще недавно отставала (например, автомобилестроение, производство металлорежущих станков, стали и компьютерных чипов), сегодня стремительно развиваются.

За последних 10 лет в производственном секторе американской экономики произошли воистину новаторские, а зачастую и просто революционные изменения, вызванные экономическим спадом, уменьшением вмешательства государства в экономику, ужесточением конкуренции на международных рынках, угрозой слияния предприятий и, наконец, появлением новых технологий.

Зарубежные лидеры производственной сферы, которые когда-то поучали своих американских коллег и указывали им на их недостатки, сегодня с завистью говорят об огромных успехах и возможностях этой страны буквально во всех отраслях.

И хотя может показаться, что такие настроения более типичны для зарубежных стран, существуют явные свидетельства того, что уровень самооценки американцев также повышается.

Проведенные опросы общественного мнения показали, что многие граждане Америки опять считают свою страну ведущим экономическим гигантом.

Некоторые явные доказательства значительных экономических достижений США существовали уже на протяжении ряда лет, но на них просто не обращали должного внимания.

Однако подавляющая часть успехов относится к недавнему времени.

Начнем хотя бы с основного критерия "экономического здоровья" любой страны: с показателя роста производительности труда, т.е. объема выпуска продукции на одного рабочего. Данный критерий отображает, насколько быстро может повышаться уровень жизни в стране.

Производительность труда американского рабочего сегодня является высочайшей в мире. По данным за 1990 год, он производил товаров и услуг на 49,6 тысяч долларов, что на 5 тысяч долларов больше показателя Германии и на 10 тысяч долларов превышает показатель Японии.

Более того, несмотря на то, что на протяжении почти всего XX века темп роста производительности труда в Америке был несколько ниже, чем за рубежом, в последнее время прибыли этой страны увеличиваются все стремительнее, поскольку американские компании стремятся производить как можно больше максимально качественных товаров и услуг с применением новейших технологий, используя при этом как можно меньше рабочих рук.

С момента начала экономического возрождения (1991 год) производительность труда в Америке растет на 2,5% в год, что в два раза превышает темпы роста среднего показателя в период между 1970 и 1990 годами и значительно превосходит показатели любой другой страны мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: