Перспективы развития сетей персонального радиовызова

В настоящее время пейджинговая связь в России переживает не лучшие времена. Активное наступление сотовой связи, сопровождаемое снижением тарифов и стоимости мобильных телефонов, крайне негативно отразилось на бизнесе операторов сетей ПРВ. Наблюдается общемировая тенденция спада в этом секторе рынка, однако российским операторам особенно тяжело, так как пейджинг не успел укрепить свои позиции на рынке мобильной связи.

Основная причина того, что пейджинг уступает сотовой связи очевидна: мобильный телефон способен выполнять традиционные функции пейджера, а пейджер выполнять важнейшие функции мобильного телефона принципиально не может. Пейджеры стоят дешевле мобильных телефонов, но и возможностей пользователю предоставляют значительно меньше.

Для деловых людей, много говорящих по телефону, разница в несколько десятков долларов в месяц не имеет решающего значения. Зато удобство, оперативность и двусторонняя связь для таких пользователей, как, впрочем, и для тех, кто не много говорит по телефону, стали привычными и почти само собой разумеющимися возможностями.

Пейджеры также обладают своими удобствами, но другого рода (к примеру, способность отправлять сообщение на много пейджеров одновременно, что очень удобно для разных служб). Но в то же время, так называемые твейджеры, реализующие двустороннюю связь, лишь отчасти компенсируют недостатки пейджеров в сравнении с сотовыми телефонами.

Проигрыш сотовым телефонам определял и географию распространения пейджинговой связи в нашей стране. Там, где сотовая связь развита в меньшей степени, больше простора остается для пейджеров. И, напротив, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, в которых уже давно наблюдается бум сотовых телефонов, пейджинговые операторы практически перестали пополнять абонентскую базу. Иначе говоря, если у пейджинга и остался еще ресурс для продолжения своего развития в России, то только лишь в регионах, особенно в сибирских и северных районах.

С другой стороны, услуги ПРВ нашли свою нишу на рынке телекоммуникаций. Теперь пользовательская база, которую составляют российские обладатели пейджеров в России, это, во многом, - курьерские службы, охранные фирмы, службы доставки, транспортные предприятия и др.

Часто оказывается гораздо удобнее снабдить сотрудников фирмы пейджерами, нежели дать каждому по мобильному телефону. Подобное предпочтение уже меньше зависит от развития сотовой телефонии, и поэтому этих клиентов, которых иногда называют «синими воротничками», можно считать достаточно надежными поклонниками пейджинга.

И все-таки наиболее существенные перспективы увеличения числа абонентов, и следовательно, увеличения доходов пейджинговых компаний в сегодняшних сложных экономических условиях могут быть связаны с расширением сервисных услуг, предоставляемых абонентам. На Западе очередной бум пейджинговой связи, наблюдавшийся на рубеже 1998–1999 гг., был связан с интеллектуализацией пейджинговой связи, появлением графических, голосовых и двусторонних пейджеров, расширением информационных, других полезных услуг, предоставляемых компаниями-операторами.

Опыт зарубежных и отечественных операторов пейджинговой связи показывает, что одним из важнейших элементов успешного ведения бизнеса является наличие широкого спектра услуг, в том числе специализированных (адресных), учитывающих индивидуальные потребности корпоративных клиентов или рассчитанных на использование этих услуг конкретными профессиональными группами абонентов.

Основной вид применения услуг пейджинговой связи для корпоративных клиентов и профессиональных групп – организация оперативного управления сотрудниками и транспортом. Для крупных клиентов с большим числом внутренних абонентов обычно организуется терминальный узел сбора сообщений, связанных с пейджинговым терминалом оператора по телефонному каналу или каналу передачи данных, либо строится корпоративная сеть технологической пейджинговой связи.

Терминальный узел, состоящий из компьютера с соответствующим программным обеспечением и модема для связи с центральным пейджинговым терминалом, позволяет повысить конфиденциальность передаваемых сотрудникам сообщений, так как передача информации происходит без участия диспетчера оператора связи и может производиться с необходимыми приоритетами в кодах или условных командах, принятых для данной организации.

Например, услуга группового радиовызова, когда на пейджеры группы абонентов высылается одно сообщение, широко востребована силовыми ведомствами (Минобороны, МВД, МЧС) и частными охранными’ предприятиями для экстренного вызова и оповещения личного состава.

Небольшие компании (строительные, транспортные, торгово-закупочные и т. д.) обычно управляют своими сотрудниками непосредственно через операторов сети ПРВ, используя для повышения конфиденциальности условные команды или применяя технологии передачи сообщений без участия операторов, такие, как передача сообщений с Web-сайта пейджинговой компании, e-mail и DTMF-набор.

Помимо оперативного управления сотрудниками представляет интерес услуга повременной передачи в эфир информации для организации рабочего дня сотрудников компаний или учебного процесса учащихся школ и вузов.

Информация о необходимых действиях и временной последовательности их выполнения (например, маршрут курьера, расписание занятий, сроки зачетов, домашние задания и т. д.) заблаговременно закладывается в базу данных и транслируется в соответствующее время.

Другим важным направлением применения комплекса специализированных услуг пейджинговой связи является построение на их основе систем телесигнализации, телеконтроля и телеуправления технических объектов.

Эти системы могут быть построены в качестве локальной корпоративной сети пейджинговой связи или терминала коммерческой сети ПРВ-ОП.

Еще одной областью применения пейджинговой связи является построение на ее основе систем телеконтроля и телеуправления объектами коммунального хозяйства (электроснабжение, тепловодоснабжение и т. д.), которые широко распространены в Западной Европе и США.

Другая форма реализации систем телеконтроля – использование выделенного пейджингового терминала в составе коммерческой сети пейджинговой связи – удобна для корпоративных абонентов а том случае, когда контролируемый объект расположен в зоне обслуживания коммерческой сети.

В данном варианте существенно снижаются затраты на оборудование, поскольку в состав терминала входят только программно-аппаратный комплекс терминала, канал связи с центральным пейджинговым терминалом и сама система телеконтроля и телесигнализации.

Принцип построения системы телеуправления основан на объединении двух функциональных контуров: системы телесигнализации (телеметрии) на проводных линиях связи, предназначенной для оперативного контроля рабочих параметров технических систем, и системы управления по радиолинии на основе пейджинговой сети связи.

Блок телеконтроля и телеуправления периодически опрашивает датчики и снимает их показания (температура, давление, напряжение и т. д.), поступающие в компьютер диспетчера для обработки, в результате которой принимается решение о необходимости их изменения.

В случае принятия решения об изменении параметра работы системы компьютер выдает команду в виде цифрового кода, который через блок телеконтроля и телеуправления поступает в ТфОП и далее через комплекс оборудования пейджинговой сети связи в эфир.

Команда принимается соответствующим пейджером и поступает для исполнения в автоматизированную систему управления параметрами контролируемого объекта. Кроме того, выдается информация о состоянии контролируемого объекта на пейджеры обслуживающего персонала.

Известно, что на стыках различных технологий зарождаются новые технические решения и услуги. Поэтому интеграция пейджинга с другими технологиями связи вполне закономерна. Особый интерес представляет использование инфраструктуры территориально распределенных сетей ПРВ для сбора и передачи коротких сообщений (SMS) абонентам сотовых сетей.

В этом случае используются возможности сетей ПРВ (наличие региональных операторских или call-центров, объединенных по сети Интернет, роуминг и раутинг, отправка сообщений по электронной почте, Wеb-сайта и т. д.) и возможности сотовых сетей телефонной связи стандарта GSM по сбору и передаче коротких сообщений.

Существуют различные варианты реализации данной услуги. Например, при одном из вариантов сообщения SMS для абонентов сетей GSM можно не только отправлять с помощью тонового набора с сотового телефона, но и голосом через операторские пейджинговых компаний с использованием ТфОП и сетей ПРВ (групповой вызов, повтор сообщения, повременная передача и т. д.), а также передавать SMS из регионов, где отсутствует сотовая сеть GSМ.

В некоторых странах широко распространенной формой предоставления адресной информации абонентам пейджинговых компаний является трансляция котировок фондовых бирж, состояния банковских счетов и денежных средств на кредитных карточках, итогов торгов, лотерей и любой другой информации, которая необходима потребителю по роду его деятельности.

Принцип реализации предоставления такого рода услуг можно рассмотреть на примере построения системы Q-Stock производства компании SK Telecom (Южная Корея), рис. 19.3. Эта система предназначена для обеспечения абонентов сети пейджинговой связи биржевой информацией.

Рис. 19.3. Система обеспечения биржевой информацией абонентов сети пейджинговой связи

Система предполагает использование для передачи информации в эфир протокола FLEX (3200 или 6400 бит/с). Сервер фондовой биржи связан со специализированным сервером пейджинговой компании линией связи, и информация о котировках и результатах торгов поступает в комплекс сети ПРВ. Сервер поддержки данной услуги связан с базой данных абонентов, где прописаны коды их пейджеров, объем и перечень необходимой для конкретного абонента информации.

После обработки и распределения полученных данных сервер формирует информационные сообщения для потребителей биржевой информации, которые поступают в пейджинговый терминал и далее в радиопередающий тракт для трансляции в эфир через базовые станции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: