Пожар в воздухе
При обнаружении пожара в отсеке двигателя бортовой техник обязан немедленно доложить летчику и в порядке взаимоконтроля проверить закрытие стоп-крана и пожарного крана двигателя, в отсеке которого возник пожар, и выключение генератора аварийного двигателя, убедиться в автоматическом срабатывании первой очереди системы пожаротушения по загоранию табло КРАН ОТКРЫТ и табло АВТОМАТ. БАЛЛОН 1-й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ. Убедиться в ликвидации пожара огнетушителем первой очереди (красное световое табло ПОЖАР на щитке противопожарной системы должно погаснуть).
Убедиться, что система пожаротушения приведена в готовность для ликвидации пожара в другом отсеке путем кратковременного перебрасывания переключателя из положения ВКЛЮЧЕНО в положение КОНТРОЛЬ и снова в положение ВКЛЮЧЕНО. При этом все табло должны погаснуть.
Докладывать летчику о всех замеченных ненормальностях.
При возникновении пожара во втором двигателе или при пожаре в отсеке редуктора обязанности бортового техника останутся аналогичными.
При возникновении пожара в кабине вертолета бортовой техник обязан по команде летчика применить переносный огнетушитель ОУ-2.
После посадки вертолета под руководством летчика принять меры по спасанию пассажиров (раненых) и по ликвидации пожара на вертолете.
Бортовыми операторами для работы с грузоподъемным устройством на режиме висения вертолета могут назначаться лица технического состава, имеющие практический опыт работы.
Бортовой оператор обязан:
— перед полетом проверить работу грузоподъемного устройства и наличие пояса (сиденья) для подъема людей на борт, результаты проверки доложить летчику;
— по команде летчика надеть страховочный пояс и занять место около двери грузовой кабины;
— подготовить лебедку ЛПГ-4 к работе;
— открыть грузовую дверь и зафиксировать ее в открытом положении;
— подготовить грузовую стрелу к работе;
— доложить летчику о готовности грузоподъемного устройства к работе;
— по команде летчика выпустить трос электролебедки до касания земли для исключения воздействия статического электричества на людей, производящих подцепку груза (пострадавшего);
— корректировать во время выпуска троса действия летчика по сохранению высоты и места висения вертолета;
— после получения сигнала подцепляющего о том, что груз подцеплен (пострадавший размещен на сиденье и зафиксирован), доложить летчику о готовности к подъему груза;
— по команде летчика произвести подъем груза включением вначале одного, а затем и второго двигателей электролебедки ЛПГ-4;
— наблюдать за поведением груза на тросе и корректировать действия летчика по пилотированию вертолета во время подъема груза (пострадавшего);
— при подходе поднимаемого груза на 1,5—2 м к вертолету выключить лебедку и, взявшись рукой за трос, прекратить раскачивание груза (пострадавшего);
— дальнейший подъем груза произвести включением одного двигателя электролебедки;
— после полной уборки троса втянуть поднимаемый груз в кабину (развернуть пострадавшего с сиденьем спиной к проему двери и помочь ему подняться на борт вертолета);
— доложить летчику об окончании подъема груза (пострадавшего);
— перевести грузовую стрелу в походное положение и закрыть грузовую дверь;
— разместить поднятый груз в грузовой кабине и пришвартовать его.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: 1. Во всех случаях перед открытием двери грузовой кабины оператор обязан надеть страховочный пояс.
2. При выполнении спасательных работ во время выпуска троса касаться крюком (подъемным сиденьем) пострадавшего запрещается.