СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Главная цель принципа разделения властей — не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.
Равновесие властей поддерживается специальными мерами (так называемая "система сдержек и противовесов"), которые обеспечивают взаимодействие и взаимное ограничение полномочий этих органов. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах их полномочий. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна и подчиняется только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действоватьобособленно она также не в состоянии, поэтому власти взаимно дополняют друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность.
|
|
В Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей действуют следующие органы государственной власти:
1) законодательная власть — Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
2) исполнительная власть — Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации:
3) судебная власть — суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Каждая из ветвей власти имеет определенный круг полномочий. Законодательная власть устанавливает правовые основы (создает законы), а следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Исполнительная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность осуществляется в рамках нов. Органы исполнительной власти несут ответственность законодательной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства путем осуществления правосудия. Правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность деятельности которых являются гарантиями прав и свобод граждан. Суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, осуществляет правовой контроль за принимаемыми ими нормативными актами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
|
|
Президентство — принципиально новый в истории России государственный институт. Согласно Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. Как глава государства он представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.
Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости государства и его государственной целостности. Как гарант Конституции он может принимать не противоречащие Конституции и федеральным законам нормативные указы по широкому кругу вопросов, восполняющие пробелы в законодательстве.
На Президента возложена очень важная функция в системе органов государственной власти: он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент занимает особое место в системе разделения властей. В организационном отношении он самостоятелен, не включен ни в законодательную, ни в судебную власть, участвует в формировании кадрового состава судебных органов.
В соответствии с Конституцией Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Срок полномочий Президента 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Президент приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента происходит по следующим основаниям:
1) отставка;
2)стойкая неспособность но состоянию здоровья осуществлять свои полномочия:
3)отрешение от должности.
Президент прекративший исполнение своих полномочий обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам.
Связанным с исполнением им полномочий Президента. Президент обладает полномочиями в разных сферах государственной жизни. Некоторые полномочия он осуществляет во взаимодействии с Федеральным Собранием, причем право окончательного решения может оставаться за ним. Президент наделен широкими полномочиями по формированию государственных органов, определению их персонального состава, назначению на государственную должность и освобождению от нее. Конституцией Президент наделен следующими полномочиями:
1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства:
2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства:
3) принимает решение об отставке Правительства:
4) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
|
|
5) по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров:
6)представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда. Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора: вносил в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора: назначает судей других федеральных судов;
7)формирует и возглавляет Совет Безопасности;
8)утверждает военную доктрину Российской Федерации:
9)формирует Администрацию 1(резидента;
10)назначает и освобождает полномочных представителей Президента:
11)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации:
12)назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях:
13)назначает выборы Государственной Думы;
14)распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией:
15)назначает референдум в порядке. установленном федеральным конституционным законом:
16) вносит законопроекты в Государственную Думу;
17) подписывает и обнародует федеральные законы;
18) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства:
19) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
20)ведет переговоры и подписывает международные договоры:
21)подписывает ратификационные грамоты:
22) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей:
23) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища:
24)награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания:
25)осуществляет помилование.