double arrow

Конституционное право России


Библиография

Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Характеризуя систему обеспечения национальной безопасности, необходимо выделить два подхода к ее определению:

узкая трактовка: совокупность органов, сил и средств, осуществляющих в соответствии с законом меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз[45];

широкая трактовка: совокупность подчиненных общей цели обеспечения национальных интересов России и связанных между собой органов государственной власти, государственных, общественных и иных организаций и объединений, граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также концептуальные основы (установки) и нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере обеспечения безопасности[46].

Если в первом определении в системе обеспечения национальной безопасности выделяется только институциональный или субъектный (органы и силы) и инструментальный (средства) блоки, то во втором они дополняются также концептуальным (концептуальные основы) и нормативным (нормативные правовые акты) блоками.




В соответствии с Законом РФ «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Как видно, законодатель пошел по пути широкой трактовки системы обеспечения безопасности, оставим «за скобками» концептуальный блок.

Законом устанавливает, что для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в определении системы обеспечения национальной безопасности идет по другому пути и использует узкое его понимание. В соответствии с ней система обеспечения национальной безопасности – это силы и средства обеспечения национальной безопасности. Документ дает толкование каждому из данных элементов:



v силы обеспечения национальной безопасности – это Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

v средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Необходимо отметить, что оба данных термина используются в том же значении и в Законе РФ «О безопасности».

В соответствии со Стратегией, силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.



К числу важнейших государственных органов обеспечения национальной безопасности Российской Федерацииотносятся:

Ø Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Ø Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Ø Министерство обороны Российской Федерации;

Ø Министерство юстиции Российской Федерации;

Ø Федеральная служба исполнения наказаний;

Ø Служба внешней разведки Российской Федерации;

Ø Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Ø Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

Ø Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Ø Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

В 2000-е годы в России было создано два значимых межведомственных органа, обеспечивающих координацию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах, – Государственный антинаркотический комитет Национальный антитеррористический комитет, которые упоминаются в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Закон РФ «О безопасности» закрепляет основные функции системы безопасности:

1) выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

2) создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

3) управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

4) осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

5) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Обеспечение национальной безопасности осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которое устанавливается Конституцией Российской Федерации (рассмотрено нами выше) и на ее основе – Законом РФ «О безопасности» (ст. 10-11).

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который также:

1) возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;

2) контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

3) в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

Федеральное Собрание Российской Федерации:

1) осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере безопасности;

2) устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности;

3) ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности;

4) осуществляет в определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством формах контроль за органами исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации:

в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;

организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами[47] Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Органы исполнительной власти:

1) обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

2) организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

3) осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

4) в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

1) обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РФ и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

2) осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

3) обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Его конституционно-правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О безопасности» и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726. Необходимо отметить, что нормы Закона РФ «О безопасности» и Положения о Совете Безопасности имеют существенные отличия. Нормы второго документа более полно определяют задачи, функции и другие элементы правового статуса Совета Безопасности, хотя имеют место и противоречия между ними.

В состав Совета Безопасности Российской Федерации входят:

Ø Председатель Совета Безопасности;

Ø Секретарь Совета Безопасности;

Ø постоянные члены и члены Совета безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Совет Безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации. Он по должности является председателем Совета безопасности и руководит его работой.

Секретарем, постоянными членами и членами Совета безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Основными задачами Совета Безопасности Российской Федерации являются:

1) обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

2) определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

3) разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

5) подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

6) подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

7) подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

8) подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

9) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

10) решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

2) подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

3) рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

4) подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;

5) организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;

6) подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

7) подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

8) рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

9) анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

10) рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

11) принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);

12) организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;

13) организация научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Основной формой работы Совета безопасности Российской Федерации являются заседания. Они проводятся не реже одного раза в месяц (по Положению о Совете Безопасности – как правило, один раз в квартал). В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Повестку дня заседаний Совета Безопасности и порядок рассмотрения вопросов на них определяет Председатель Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. При подготовке заседаний Совета Безопасности Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с постоянными членами Совета Безопасности и приглашенными Секретарем Совета Безопасности членами Совета Безопасности.

Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности. Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности. Для реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации. Проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проекты федеральных законов, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на рабочем совещании постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности, проводимом Секретарем Совета Безопасности.

В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию. Повестка дня, состав участников совещаний по стратегическому планированию из числа постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности. Состав иных лиц, приглашенных на совещания по стратегическому планированию, определяется Секретарем Совета Безопасности.

Решения совещаний по стратегическому планированию оформляются протоколами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности. Для реализации решений совещаний по стратегическому планированию могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

Совет безопасности Российской Федерации соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В случае необходимости подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии Совета Безопасности.

Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии.

Межведомственные комиссии Совета Безопасности являются основными рабочими органами Совета Безопасности. Они осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и исполнению решений Совета Безопасности.

Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации. Он является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Его правовой статус определен Положением об аппарате Совета безопасности Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726.


1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Юрид. лит., 2009.

2. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М., 2003. С.15–17.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662, в ред. от 8 августа 2009 № 1121-р)) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

5. Военная доктрина Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146) // Российская газета. 2010. 10 февраля.

6. Концепция внешней политики от 12 июля 2008 года № Пр-1440 // СПС «Консультант-Плюс».

7. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27 июля 2001 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

8. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 5. Ст. 502.

9. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) // Российская газета. 2009. 20 октября.

10. Национальная стратегия противодействия коррупции (утв. указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460) // Российская газета. 2010. 15 апреля.

11. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) // Российская газета.2000. 28 сент.

12. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» // Российская газета. 1992. 6 мая.

13. Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726 «Об утверждении положений о Совете безопасности Российской Федерации и аппарате Совета безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

14. Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. – М., 2003.

15. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура .Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. http://slovari.yandex.ru/dict/bezopasnost.

16. Война и мир в терминах и определениях / Под общей ред. Д.О. Рогозина. – М.: ПоРог, 2004.

17. Безопасность Евразии-2002: Энциклопедический словарь-ежегодник / Автор идеи и концепции, руководитель проекта В.Н. Кузнецов. – М., 2003.

18. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. – Изд. 2-е, доп. – М.: РАГС, 2005.

19. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Под ред. А.В. Опалева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

20. Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. Ч.1: Базовые категории, методы исследования и обеспечения. – Спб.: СпбГПУ. 2004.

21. Зубков А.И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России: Курс лекций. – Спб.: Юридический центр Пресс, 2004.

22. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. – Спб.: Северная звезда, 2004.

23. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Логос , 2003

24. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. – М.: НПО «МОДУЛЬ», 2000.

25. Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования: Монография. – Спб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.

26. Гирько С.И. Правовые аспекты обеспечения безопасности государства // Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом / сост. В.Л. Шульц; Центр исслед. проблем безопасности РАН; Науч. совет при Совете Безопасности РФ. – М.: Наука, 2006.

27. Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9.

28. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2.

29. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. № 6.

30. Косов Ю.В. Безопасность: геополитический аспект // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Составитель Т.А. Шаклеина. – М.: РОССПЭН, 2002. Т.II: Исследования.

31. Ипполитов К.Х., Лепский В.Е. Подходы к формированию концепции и доктрин национальной безопасности России // Мир и безопасность. 2002. № 6.

32. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. № 3 (19).

33. Смирнов А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации при обеспечении обороны страны и безопасности государства: Дис. … к.ю.н. М., 2007.


[1] Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 11.

[2] Зубков А.И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России: Курс лекций. Спб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 81.

[3] Безопасность Евразии-2002: Энциклопедический словарь-ежегодник / Автор идеи и концепции, руководитель проекта В.Н. Кузнецов. М., 2003. С. 49.

[4] Как справедливо отмечает С.И. Гирько, «любая социальная общность функционирует в обстановке внутренних и внешних угроз, различных по своей природе и по субъектам». См.: С.И. Гирько. Правовые аспекты обеспечения безопасности государства // Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом / сост. В.Л. Шульц; Центр исслед. проблем безопасности РАН; Науч. совет при Совете Безопасности РФ. М.: Наука, 2006. С. 166.

[5] Там же.

[6] Война и мир в терминах и определениях / Под общей ред. Д.О. Рогозина. М.: ПоРог, 2004. С. 20.

[7] Российская газета. 1992. 6 мая.

[8] Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации… С. 16.

[9] Безопасность Евразии-2002: Энциклопедический словарь-ежегодник… С. 49.

[10] Ю.В. Косов. Безопасность: геополитический аспект//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Составитель Т.А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002. Т.II: Исследования. С. 49.

[11] В.А. Тишков. О советском этнонационализме // Тишков В.А. Этнология и политика: статьи 1989-2004 гг. / В.А. Тишков. 2-е изд., доп. М.: Наука, 2005. С. 28.

[12] Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. Спб.: Северная звезда, 2004. С. 131.

[13] Стенограмма заседания Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы от 26 июня 2001 г. С. 61.

[14] Утратила силу.

[15] Приведенная дефиниция в законе определяет понятие «безопасности», однако по мнению автора, имеется в ввиду именно национальная безопасность, а не безопасность вообще.

[16] Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «МОДУЛЬ», 2000. С. 55

[17] Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. №3 (19). С. 91.

[18] Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. Ч.1: Базовые категории, методы исследования и обеспечения. Спб.: СпбГПУ. 2004. С. 62.

[19] Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Логос , 2003. С. 366.

[20] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2-е, доп.
М.: Издательство РАГС, 2005. С. 23.

[21] Безопасность Евразии-2002: Энциклопедический словарь-ежегодник / Автор идеи и концепции, руководитель проекта В.Н. Кузнецов. М., 2003. С. 255.

[22] Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Логос , 2003. С. 363.

[23] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2-е, доп. М., 2005. С. 105.

[24] Ипполитов К.Х., Лепский В.Е. Подходы к формированию концепции и доктрин национальной безопасности России // Мир и безопасность. 2002. № 6. С. 24.

[25] См.: Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования: Монография. – Спб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. С. 5

[26] Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

[27] Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

[28] Российская газета. 2010. 10 февраля.

[29] Российская газета. 2000. 28 сентября.

[30] Документ опубликован не был. СПС «Консультант-Плюс».

[31] Документ опубликован не был. СПС «Консультант-Плюс».

[32] Собрание законодательства РФ. 2010. № 5. Ст. 502.

[33] Российская газета. 2009. 20 октября.

[34] Российская газета. 2010. 15 апреля.

[35] Кефели И.Ф. Указ. соч. С. 131.

[36] Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М., 2003. С.15–17.

[37] Не вступил в силу.

[38] Приняты в рамках международных организаций регионального характера, участником которых является Российской Федерация: Совета Европы, Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

[39] Российская Федерация в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 872 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров» приостановила исполнение Договора.

[40] Здесь и далее по тексту в целях экономии пространства текста в названиях международных договоров используются общепринятые сокращения названий международных организации: СНГ, ОДКБ, ШОС. Однако в официальных названиях договоров приводятся полные названия данных международных организаций.

[41] Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2009.

[42] Российская газета. 1992. 6 мая.

[43] См.: Смирнов А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации при обеспечении обороны страны и безопасности государства: Дис. … к.ю.н. М., 2007. С. 66-67.

[44] Общая теория национальной безопасности… С. 163.

[45] Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура .Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. http://slovari.yandex.ru/dict/bezopasnost.

[46] Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации… С. 84.

[47] Как уже отмечалось нами ранее, в Законе РФ «О безопасности» используются устаревшие название органов государственной власти.







Сейчас читают про: