Организационные отношения как элемент предмета финансового права

Стоит отметить, что до этого были бюджетные правоотношения с властно-имущественным характером. Но в предмет входят и связанные с ними организационные отношения, не носящие имущественного характера, обслуживающие движение финансовых потоков. Это, прежде всего, отношения по осуществлению контроля.

Такие организационные отношения в финансовом праве субъектами признают ещё и законодательные представительные органы государственной власти, а не только органы исполнительной власти.

К предмету бюджетного права относится деятельность по рассмотрению и принятию бюджета. Объяснение этому следующее: все предопределяется яркой спецификой рассматриваемых отношений. Для властного субъекта особо важно, чтобы соблюдался баланс публичного и частного интереса, иначе публичный субъект в своих интересах будет изымать имущество у частных лиц по своим же правилам игры, ограничивая тем самым конституционное право собственности частных лиц. С одной стороны, защищаются частные лица, а с другой — соблюдается публичность интереса, а не его политичность на стороне публично-властного субъекта.

Кроме того, существование финансовых отношений невозможно без организации денежного обращения: наличного и безналичного. Это не отношения рассчёта (гражданско-правовые) — это именно отношения организации Центральным Банком РФ. Такие отношения также входят в предмет финансового права.

Государственные внебюджетные фонды. Отношения с их участием так же включаются в предмет финансового права. БК РФ на эти фонды распространяет все принципы, сохраняя их в бюджетной системе. С другой стороны, конкретное регулирование деятельности таких фондов регулируются отдельными и самостоятельными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2010 фонды формируются из обязательных страховых выплат; то есть это уже не налоги, а страховые взносы, хотя по механизму осталось всё очень похоже. Соответствующая дискуссия имеется и в литературе.

Такие фонды входят в премет бюджетного права, несмотря на то, что получают дополнительное регулирование в отдельных актах.

Таким образом...

Финансовые отношения — это урегулированная нормами финансового права сложная система возникающих в определенной последовательнсотии властно-имущественных и связанных с ними организационных отношений по перераспределению в пользу государства и муниципальных образований части совокупного общественного продукта посредством налогообложения и осуществления неналоговых публичных изъятий, по формированию публичных фондов денежных срдеств, по распоряжению средствами этих фондов, по осуществлению конроля за их использованием, а также отношения, складывающиеся в сфере бюджетного учета и бюджетной отчетности (скорее всего это часть контроля).

Метод финансового права (УМК)

Властный характер распределительно-денежных и организационных отношений, возникающих в процессе формирования публичных фондов денежных средств, их распределения и контроля за использованием, как правило, исключает равенство субъектов финансовых отношений. Преобладающим методом правового регулирования в этой сфере становится императивный метод, для которого характерна зависимость одной стороны отношений от юридически выраженной воли другой стороны. При этом в качестве властной стороны выступает государственный или муниципальный орган или иной субъект, уполномоченный выражать волю, соответственно, государства или муниципального образования.

Таким образом, финансовое право использует метод административно-правового регулирования, традиционно противопоставляемого гражданско-правовому методу равенства сторон. Вместе с тем можно обнаружить некоторые особенности проявления этого метода в регулировании финансовых отношений.

Прежде всего, следует заметить, что в большинстве случаев инициатива возникновения этих отношений принадлежит именно властному субъекту. Финансовые нормы обеспечивают властное перераспределение в пользу государства и муниципальных образований части внутреннего валового продукта посредством налоговых изъятий, накопление финансовых ресурсов в публичных денежных фондах и последующее их направление на реализацию публичных задач и функций.

Это не исключает возможности проявления инициативы в этих отношениях подвластной стороной. Например, налогоплательщик может обратиться в уполномоченный орган за предоставлением ему отсрочки по уплате налога, а бюджетное учреждение – направить главному распорядителю средств бюджета мотивированное представление о внесении изменений в утвержденную смету доходов и расходов. Однако проявление и рассмотрение такой инициативы всегда строго регламентировано финансовым законодательством и обеспечивает учет публичного интереса при принятии уполномоченным органом соответствующего решения.

Элементы равенства сторон допускаются финансовым правом в исключительных случаях, прежде всего, в целях регулирующего воздействия на экономические процессы. В качестве примера может служить предоставление налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита на основании заключения соответствующего договора. Однако использование диспозитивности и в этом случае весьма ограничено, поскольку существенные условия договора уже определены в самом налоговом законе, а его заключению предшествует односторонне-властное волеизъявление публичного субъекта о предоставлении кредита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: