Виды финансов

Признаки и понятие финансов

Тема №1: Понятие финансов, финансовой деятельности государства. Финансовое право в системе российского права.

Финансы; финансовая деятельность государства

Обязательным признаком финансов является движение денежных средств, денежных потоков, накопление определенных денежных ресурсов. Строго говоря, без денег финансов не существуют; финансовые отношения — это денежные отношения; это отношения по поводу движения денежных средств.

Второй признак — распределительный характер отношений. Финансы возникают на второй стадии производства, то есть на этапе распределения. Движение стоимости продукта происходит в отрыве от движения товарной массы: движется только стоимость.

Финансовые отношения — это распределительные отношения. Имеет место одностороннее движение денежных потоков, в отличие от гражданско-правовых товарно-денежных отношений (в гражданском праве имеют место эквивалентно-стоимостные отношения по поводу встречного движения денежных средств и товарных потоков). В рамках же финансовых отношений наблюдается движение от налогоплательщиков к государству и от государства на удовлетворение общих нужд; то есть всё движение происходит в одном направлении. Таким образом, финансы возникают в связи с односторонним движением стоимости в отрыве от товарной массы (вне эквивалентных связей).

Третий признак финансов заключает в том, что финансы — это такие экономические отношения, которые связаны с формированием неких денежных накоплений, с формированием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы — это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения совокупного продукта в связи с образованием у субъектов хозяйствования и у государства (публичного субъекта), финансовых ресурсов и накоплений, используемых в целях удовлетворения общих потребностей.

· Финансы публичные — та часть денежных отношений (финансов), посредством которых образуются публичные фонды денежных средств, то есть те фонды, которые необходимы для реализации государственных и муниципальных задач и функций. Это общегосударственные, общемуниципальные фонды денежных средств.

· Финансы частные — этот термин приобретает скорее условное значение. Так, значение "непубличный" является отграничением от публичных финансов, а не выделением финансов в частной собственности. Поэтому в частные финансы попадают и финансы государственных организаций (например, финансы ГУПа: это финансы частные, хотя собственность государственная).

Такой подход оправдан: публичные финансы нуждаются в особом правовом регулировании, поскольку состояние и динамика частных финансов определяются экономическими законами (рынком). В свою очередь, публичные финансы, их состояние и динамика определяется решениями публичной власти (решения, принимаемые публичным властным субъектом в односторонне властном порядке).

Стоит отметить, что существование финансов невозможно без денежной системы, которая контролируется и управляется всё тем же публичным властным субъектом.

В отличие от государственных органов, которые непосредственно реализуют публичный экономический, публичный финансовый интерес, не являясь самостоятельными экономическими хозяйствующими субъектами, управляющими вверенными им финансовыми ресурсами от имени государства, унитарное предприятие создаётся именно как самостоятельный хозяйствующий субъект. Унитарные предприятия создаются из публичной цели, но у них формируется самостоятельный экономический интерес, интерес хозяйствующего субъекта: именно в этих целях формируются соответствующие фонды, что по своей сути ближе к режиму организаций, а не к режиму публичного субъекта.

Такие субъекты как бюджетные учреждения получают лишь объем прав на использование ими казенных денег в определенных объемах. О финансах тут можно говорить пока они имеют право заниматься предпринимательской и иной разрешенной приносящей доходы деятельностью. При этом по вновь принятому закону будут три типа учреждений:

· казенные — те же нынешние бюджетные, но уже без прав распоряжаться средствами, заработанными в рамках предпринимательской деятельности (данные средства будут передаваться в бюджет и вноситься в смету); то есть о финансах в данном случае говорить нельзя;

· бюджетные — приблизятся к нынешним учреждениям (занимаются предпринимательством в соответствии с целями, но государство отказывается от субсидиарной ответственности, сохраняя при этом полномочие давать государственные задания за счёт государственных субсидий, от которых учреждения отказаться не могут); этот субъект по сути имеет финансы.

· автономные.

К финансам в литературе иногда относят и отношения по установлению государством в качестве собственника нормативов изъятия части средств у учреждений. Однако это гражданско-правовые отношения, так как государство выступает собственником.

Соотношение понятий "финансы" и "казна"

Понятие казны никакого отношения к финансам не имеет — это гражданско-правовое понятие. Казна — это любое общегосударственное имущество, не закрепленное за определенными организациями на вещном праве.

Публичные финансы у же понятия казны, так как это лишь часть казны; это соответствующий бюджет, то есть накопленные финансовые средства соответствующего публичного субъекта.

Таким образом, государство (публичный субъект) в рамках этих отношений в односторонне властном порядке обеспечивает себя необходимыми денежными ресурсами за счёт изъятия части имущества в денежной форме в виде налогов и сборов у частных лиц, накапливает ресурсы в публичных фондах денежных средств, далее направляя средства фондов на цели деятельности публичного субъекта.

Финансовое право создаёт правовой режим осуществления этой публичной финансовой деятельнсоти.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что содержание публичной деятельности (предмет правового регулирование) — это осуществление публичных налоговых и неналоговых изъятий, формирование фондов денежных средств, распределение этих ресурсов.

Кроме того, в учебниках ещё добавляют еще и использование средств этих публичных фондов. Кустова же считает, что это в предмет регулирования финансового права включать не стоит, так как это гражданское право, и нет нужды в особом правовом регулировании. Однако охватывается предметом финансового права в том числе и контроль за использованием направленных средств.

рис. 1

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: