double arrow

Параметры поведения


Настроение – бодрое, спокойное, неустойчивое, раздражительное.

Сон – засыпает быстро или медленно, с укачиванием, спит спокойно, неспокойно, часто просыпается.

Аппетит – хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.

Характер бодрствования – активное, интересуется игрушками, малоактивный, пассивный.

Познавание – легко обучаем, инициативный, умеет довести начатое дело

до конца, сосредоточенность.

Индивидуальные особенности – контактен, малоконтактен, другие черты личности.

Итак, для комплексной оценки развития ребёнка необходимо оценить:

- физическоеразвитие

- безусловные рефлексы (в возрасте до 3 месяцев)

- нервно-психическое развитие

- поведение

Для правильного развития ребёнка необходима чёткая организация режима, рациональное вскармливание, физическое воспитание.

Во всём мире «болеть не престижно», и вопросы обучения здоровому образу жизни выходят на первый план. Здоровый образ жизни – непременное условие правильного гармоничного роста и развития детей, сохранения состояния здоровья.

Основными элементами здорового образа жизни, безусловно, являются:




- рациональное питание

- достаточная двигательная активность

- закаливание

- соблюдение режима дня

- соблюдение правил личной гигиены

- отказ от вредных привычек.

Формирование здорового образа жизни человека начинается до его рождения и продолжается всю жизнь.

Основой любого режима дня являются: деятельность, сон, пребывание на открытом воздухе, питание.

Режим дня для детей раннего возраста строится с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

При построении режима дня исходят из следующих положений:

1) обеспечить ребёнку глубокий, достаточный по продолжительности сон.

Для детей 1 года количество часов сна в сутки равно 22-1/2 m,

где m – число месяцев; дневной сон на 1-ом году должен быть 4-3 раза в день).

2) соблюдать регулярность приёма пищи

3) создать условия для активного деятельного состояния

4) своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе.

5) Соблюдать последовательность компонентов режима.

Общий массаж здоровым детям проводят с 1,5 месячного возраста одновременно с гимнастикой. Существуют приёмы общего и местного массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. До 3 месяцев рекомендуется поглаживание. Детям старше 3 месяцев рекомендуется дополнительно выполнять растирания, разминание и лёгкое поколачивание. Массаж весьма благотворно влияет на организм младенца.

Закаливание – это комплекс методов повышения устойчивости организма к действию физических факторов внешней среды путём тренировки.



Основные принципы закаливания:

1. Постепенность увеличения дозы того фактора, к которому проводите закаливание.

2. Непрерывность проведения закаливающих процедур.

3. Многообразие способов и методов закаливания.

4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей организма при разработке схемы закаливания.

Основные факторы закаливания: солнце, воздух и вода. Проводят закаливание в форме прогулок, воздушных и солнечных ванн, умываний, обтираний, обливаний, местных и общих ванн, купания.

Помните: закаливание должно проводиться по рекомендациям и под контролем врача и медицинской сестры. Выполнение основных положений по уходу, несомненно, обеспечит правильное, гармоничное развитие ребёнка.

своевременный диагноз недокорма несомнено можно предположить:

1. При изменении поведения ребёнка (беспокойство, плач, не выдерживает перерывов между кормлениями).

2. При уменьшении числа мочеиспускания (меньше 15 раз в сутки у детей первого полугодия жизни и меньше 10 раз – у детей 2-го полугодия).

3. При изменении характера стула у ребёнка (в норме 2-3+1 в сутки) – меньше 1-2 раз или совсем нет.

4. При анализе весовой кривой (уплощение кривой массы тела или задержка нарастания массы тела).

5. При уменьшении толщины подкожного жирового слоя на груди, животе, затем – на конечностях.

6. При гипохромной (железо- и белководефицитной) анемии.

7. При изменении кожи, слизистых, волос, признаках гиповитаминоза.



Лекция Тема: «Период молочных зубов» (вскармливание детей)

Период молочных зубов продолжается с 1 года до 7 лет.

Ребёнок после года продолжает интенсивно расти и развиваться, поэтому ему необходимо полноценное питание. Кроме того, дети начинают разжёвывать пищу, дифференцированно относиться к её виду и качеству, приучаются самостоятельно есть. Переваривающая способность желудочно-кишечного тракта возрастает. Питание детей после года изменяется по сравнению с питанием ребёнка грудного возраста. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объёма желудка, возросшими функциональными возможностями пищеварительного тракта. Однако во многом структура в функции органов пищеварения ещё несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения пищеварительных функций, строгий контроль качества продуктов и их кулинарной отработки.

Основные требования к питанию детей старше года:

- Пища должна обеспечивать возрастные потребности ребёнка в белках, жирах, углеводах. Соотношение Б : Ж : У = 1 : 1 : 4 у детей во всех возрастных периодах (за исключением первого года жизни);

- Избыток жиров не допустим;

- Не следует злоупотреблять рафинированными легкоусвояемыми углеводами: сахар, сласти, кулинарные изделия, выпечка, макаронные изделия и др.;

- Молоко так же, как и мясо должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене, продукт детского питания;

- Детям следует давать сырые овощи в целом виде (морковь, репа и др.), что способствует улучшению деятельности жевательного аппарата, укреплению зубов и дёсен, очищению их поверхности от остатков пищи;

- С 2-х лет обязательно к обеду давать черный хлеб, который содержит много балластных веществ и витаминов группы В;

- Пища должна быть вкусной и разнообразной;

- Внешний вид пищи должен возбуждать аппетит;

- Должен строго соблюдаться режим кормлений.

- Число приёма пищи для детей до 1,5 лет – 5 раз в сутки, после – 4 раза.

- Следует обучить детей культуре жевания;

- Пища должна содержать достаточное количество витаминов;

- Распределение суточного количества пищи должно быть следующим: в первую половину дня ребёнок получает 2/3 суточного объёма;

- Потребность в калориях:

1 - 3 года 100 ккал/кг массы тела

4 – 6 лет 90 ккал/кг массы тела

7 – 9 лет 80 ккал/кг массы тела

При организации питания детей важное значение приобретает качественный и количественный состав рациона. Суточный рацион пищи с возрастом постепенно повышается из расчёта: 1000+100n (мг), где n – число лет. Объём и калораж пищи в течении дня в разном возрасте изменяется и распределяется в зависимости от числа кормлений.

Детей до 1 ½ лет наиболее целесообразно кормить 5 раз, старше 1-4 лет – 4 раза.

Распределение энергетической ценности пищи (в %)

в зависимости от частоты кормлений

Прием пищи Кормлений
5 разовое 4 разовое
Завтрак (1-й) Завтрак (2-й) Обед Полдник Ужин Около 20 10-15 30-35 10-15 Около 25 - 35-40 10-15

При составлении меню для детей нужно принимать во внимание следующие основные элементы:

Потребность ребёнка в пищевых ингредиентах, состав и значение для детского питания различных пищевых веществ, распределение питания в течение дня, способ приготовления и вкусовые качества пищи.

Некоторые продукты должны входить в питание ежедневно (молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль), а также, как рыба, творог, яйца, - через 1-2 дня. Полноценный рацион предполагает обеспечение детей необходимым количеством белков животного происхождения: с 1г. до 3 лет – 75%, 4-6 лет – 65%, 7 лет и старше – 50% общего количества белков в пищевом рационе. Особое внимание следует обращать на достаточное обеспечение молоком (не менее 0,5 л в сутки) и творогом (40-50г), использование в питании кисломолочных продуктов по количеству молока можно косвенно судить об обеспечении детей солями кальция. В рационе используются мясные продукты из говядины, нежирной свинины, мяса кур, субпродуктов. Растительные масла должны составлять 10-15% от общего суточного количества жиров, часть его – без термической обработки. Рекомендуется включать в питание листовые овощи и корнеплоды, зелень, фрукты, ягоды и соки. Крупяные изделия и блюда из макарон необходимо давать не чаще 1 раза в день. Набор блюд с возрастом обогащается. С 15 лет в питание вводят черный хлеб, с 2-х лет немного сыра, селёдки, икры, колбас, квашеной капусты, солёных огурцов, помидор. Нежелательно давать баранину, жирные сорта свинины, мясо гусей, уток, острые блюда, копчености, натуральный кофе, какао, горчицу, уксус, маргарин. Следует ограничить сладости.

В течение суток продукты должны быть правильно распределены: мясные, рыбные, бобовые блюда в первую половину дня, на ужин – творожные, овощные, крупяные. Важно разнообразить блюда, особенно завтраки и гарниры ко вторым блюдам. Следует принять за правило: ежедневно ребёнок должен получать 2 овощных блюда и только 1 раз кашу. Блюда необходимо рационально сочетать и чередовать. Если требуют интересы ребёнка, следует индивидуализировать питание.

Кулинарная обработка продуктов с возрастом изменяется: до 1,5 лет готовят блюда кашеобразной консистенции (пюре, суфле, пудинги, паровые котлеты), с появлением коренных зубов дают пищу, требующую активного жевания – мясо, нарезанное кусочками, винегреты. Поджаренные котлеты, фрукты.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ПЕРИОДА «МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ»

1. Ребёнок должен есть в одно и то же время.

2. При кормлении он должен видеть одно и то же лицо, т.е. желательно, чтобы малыша кормил один и тот же человек, лучше всего мать. Её голос, улыбка, любящие руки создают тёплую атмосферу.

3. Садиться за стол ребёнок должен в спокойном настроении (нельзя внезапно прерывать игру).

4. Перед кормлением необходимо соблюдать определенный «ритуал»: подготовить место, помыть руки, надеть салфетку. После 1,5 лет целесообразно приучать ребёнка к сервировке стола.

5. Кормить необходимо в хорошо проветренной комнате, за маленьким столиком, чтобы малышу было удобно.

6. Обстановка во время кормления должна быть неизменной.

7. Во время кормления нельзя отвлекать ребёнка, никаких игрушек, сказок и т.д.

8. Сажать малыша за стол следует тогда, когда пища уже подана.

9. Выставлять на стол продукты поочерёдно, иначе ребёнок будет есть, что ему больше по вкусу.

10. Красиво поданная пища улучшает аппетит.

11. Повышает аппетит самостоятельность во время еды. Поэтому, когда малыш захочет самостоятельно есть, дать ему ложку, густую пищу.

12. При введении нового продукта следовать следующим правилам:

- вводить нужно постепенно;

- осуществлять это должна только мать, даже если обычно кормит другой человек;

- каждый раз вводить только одно новое блюдо;

- не давать новый продукт новой ложкой.

13. Между кормлениями не давать никакой еды.

14. Если ребёнок не захочет пить из чашки

- давать из бутылочки, а в промежутках дать пустую чашку. Он всё берёт в рот и постепенно к ней привыкнет. Не давать пить лекарство из чашки, иначе потом он будет отказываться из неё пить.

15. Стараться не завышать детскую порцию еды. Это снижает аппетит.

16. Если ребёнок не ест:

- убедиться, что малыш здоров;

- не показывать родителям, что это их волнует;

- никогда нельзя обсуждать проблему плохого аппетита ребёнка при нем;

- дать ребёнку поголодать (не ограничивая в воде). Заставить его почувствовать, что еда – это удовольствие, а не наказание;

- попробовать кормить ребёнка с другими малышами при условии, что у них одинаковая пища.

17. Введение нового продукта проводить тогда, когда ребёнок здоров;

18. Вводить новый продукт в то время, когда ребёнок особенно голоден;

19. Никогда не кормить ребёнка насильно. Насильное кормление вырабатывает стойкий отрицательный рефлекс на еду, к сожалению, трудно устранимый.

Помните: кормление – важный воспитательный акт и, от того, как правильно его проводить, во многом зависит формирование характера ребёнка.

Многие дети, находясь в периоде «Молочных зубов», посещают детские дошкольные учреждения, где организация питания должна находиться на должном уровне. Медицинская сестра детского дошкольного учреждения несёт большую ответственность за организацию питания детей, кроме постоянного контроля за санитарным состоянием пищеблока, соблюдением маркировки при использовании посуды и раздаточных приспособлений; медсестра участвует в составлении меню совместно с врачом, заведующим детским дошкольным учреждением и поваром.

Меню-раскладка – основной документ, который находится на пищеблоке и которым пользуется повар при закладке продуктов. В меню-раскладке указывается, сколько выписано продуктов каждого блюда в отдельности. Это даёт возможность повару точно соблюдать состав блюд, а медсестре дает возможность подсчитать рацион по химическому составу и энергетической ценности пищи. Для подсчёта рациона по химическому составу необходимо пользоваться специальными таблицами, в которых указываются, сколько белков, жиров, углеводов и калорий содержит тот или иной продукт.

Задача медсестры состоит в том, чтобы рассчитать и проконтролировать правильность составления меню по количеству БЖУ и калорий для одного ребёнка.

Все расчёты заносятся в специальные журналы.

Медсестрой детского дошкольного учреждения систематически ведётся журнал бракеража, строго и отдельно журнал бракеража готового продукта.

1-ый журнал включает в себя данные о дате получения продуктов, их количестве, качестве и сроке реализации.

2-ой журнал – это результат снятия пробы с готовой пищи. Он содержит название блюд, их количество, время их приготовления и разрешение на выдачу питания детям.

Медсестра должна исключать однообразие и монотонность в меню.

Начиная со второго года жизни, ребёнок должен приучаться к самостоятельности во всем и, в частности в еде.

На протяжении 3-его года необходимо воспитывать следующие умения и культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой, есть аккуратно. Правильно держать ложку, не выходить из-за стола, не окончив еды, не мешать другим детям, после еды без напоминания говорить «спасибо».

С 3-4 лет дети усваивают основные правила поведения за столом.

Когда ребёнку исполнилось 5 лет, его приучают пользоваться столовым ножом.

Пищевые продукты, используемые в питании детей старше года

Молоко – особенно ценный продукт в питании детей.

В состав молока входят высококачественные белки, жиры, углеводы, витамины. Молоко богато солями кальция и фосфора, которые легко усваиваются. Для приготовления вкусной и разнообразной пищи суточное количество вводимого молока должно быть: детям в возрасте от 1 года до 1 ½ лет – 600-700 мл, от 1 ½ лет и старше – 500 мл. Излишнее количество молока понижает аппетит, в связи с чем дети перестают есть пищу, нарушается работа желудочно-кишечного тракта (наклонность к запорам, метеоризму и т.д.). Молоко не должно использоваться для утоления жажды.

В суточную норму молока можно включить кефир, ряженку, ацидофилин, оказывающие благоприятное действие на пищеварение, очень полезны творог, сыр, богатые белками, солями кальция и фосфора.

Мясо и рыба благодаря большому содержанию в них полноценных белков и экстрактивных веществ являются ценными продуктами. В питании ребёнка раннего возраста не следует употреблять жирные сорта мяса (особенно свинину и баранину), птицу и некоторые сорта рыбы (осетровые и лососевые), в виду большого содержания в них трудноперевариваемых и плохоусвояемых жиров с высокой точкой плавления.

В детском питании следует использовать субпродукты (мозги, почки, печень), которые содержат фосфорные соединения, благоприятно влияющие на ЦНС.

Рыба по своим питательным свойствам равноценна мясу и является источником легкоусвояемых, полноценных белков. Жир рыбы обладает высокой биологической ценностью. Различные сорта рыб, особенно морских, включают богатый ассортимент микроэлементов (йод, фтор, медь и др.)







Сейчас читают про: