Патриархально-патерналистические теории происхождения государства

Аналогии в механизме функционирования семьи и государства видели многие ученые и философы. Происхождение термина « патриархальный » от греческих слов pater - отец, и arche – власть объясняет эту аналогию. Еще в V веке до н.э. древнекитайский философ Кун Фу-цзы ( Конфуций ) в трактате « Лунь юй » (« Беседы и высказывания »), сравнивал императора с отцом, который должен править справедливо, милосердно и посредством « пяти прекрасных качеств » ( доброта, но вместе с тем, не расточительность, отсутствие гневливости и алчности, жестокости и гордости ). Отношения между подданными и правителями, среди которых предпочтение следует отдавать « благородным мужам » ( образованные и добродетельные, думающие не о том, чтобы извлечь личную выгоду, а о морали и соблюдении закона и ритуала ), должны строиться по принципу семейных. Император должен опекать подданных как отец, « благородные мужи » – преданно служить императору, а « младшие », « простолюдины » должны слушать « благородных мужей ». Таким образом, государство – это на протяжении исторического пути разросшаяся патриархальная семья, управление которой происходит по « принципу человеколюбия ». Сохраняя принципы управления по аналогии с семейными, государство реализует патерналистическую функцию ( от лат. paternus – отцовский ) по отношению к подданным, то есть покровительствует им, опекая их.

Аристотель ( IV в. до н.э. ) в основе государственности видит общение. Человек – существо политическое и по своей природе он не может быть один, в противном случае он либо существо нравственно ущербное, либо сверхчеловек. Поэтому человек всегда ищет общения, и первым его видом становится семья, несколько семей, решающих совместные постоянные задачи – селением. А несколько селений, объединившиеся ради « благой жизни », уже новый, высший вид общения – государственный. В оригинале этот вид общения именовался полисным, поскольку первая государственно подобная общность у греков именовалось полисом, городом-государством, который, по мнению греков, есть форма более совершенная, чем огромная монархия, лишающая большую часть населения возможности непосредственного участия в делах государства. Поэтому, считает Аристотель, формирование государства – естественный процесс, а поскольку природа ничем не наделяет напрасно, государство призвано реализовать все лучшее в человеке. Человек обладает великим даром природы – умом и нравственной силой, отступление от нравственности превращает человека в « нечестивое » и « дикое » существо. Необходимо « мерило справедливости » и таковым становится право и государство, его обеспечивающее. Поэтому категория « справедливость » связана с государством. Государство « не есть общность местожительства », оно не создается ради удобства обмена или « предотвращения взаимных обид ». Движение к нему начинается только при возникновении общения между семьями и родами ради « благой жизни ». Однако, Аристотель отмечает и разницу между семейной и государственной властью. В большой патриархальной семье, включающей несколько поколений и объединяющей не только родственников, но и всех домочадцев, включая рабов, власть патриарха – это власть свободного над рабами, а в государстве власть государственного мужа – власть над свободными и равными. Позволим себе продолжить, если свободные и равные соглашаются на такую форму общения ради « благой жизни ».

Король Шотландии Иаков VI ( 1566—1625 ), а с 1603 г. в силу личной унии под именем Иакова I – король Англии и Шотландии, известный своими пристрастиями к научным трактатам, в 1598 г. окончил труд над теолого-политическим трактатом. Содержание трактата было близко к патерналистическому пониманию роли государства, а сам процесс происхождения государства можно было понимать как патриархальную теорию. Однако направление мысли несколько отличалось от аристотелевской. Иаков, находя аналогии во власти отца семейства над своими чадами и власти монарха над подданными, видел противоестественными попытки не только восстания против королевской власти, но и попытки контролировать монарха. Это так же абсурдно, как восставать против отца или пытаться его контролировать.

Заданного Иаковым I направления придерживается Роберт Филмер, полагая в своем трактате « Патриархия, или Защита естественного права королей » ( появление которого относят к 1642 году ), что власть монарха происходит от власти Адама, первого отца человечества и первого господина. Адам передал власть своему старшему сыну ( патриарху ), а от него власть и отеческую, и государственную получили монархи, поэтому власть монархов имеет божественное происхождение, она незыблема.

В России патриархальная теория получила несколько иное направление. Историк М.Н. Покровский ( 1868-1932 гг. ), считал, что самый первый вид политической власти имел источником отцовскую. Большей оригинальностью отличается подход Н. Михайловского ( 1842 - 1904 гг. ), известного дореволюционного социолога и публициста. Общество, повторяющее модель семейных отношений, способно более эффективно удалить из своей среды все неразумное и безнравственное.

Новое звучание патерналистические концепции соотношения государства и населения приобретают в современном мире. Идея опеки и заботы о гражданах все чаще становится популярной в целом ряде государств ( в первую очередь, в скандинавских странах ). Проявления патернализма можно видеть на различных уровнях. Так, в частно-правовой сфере европейские государства пытаются рядом законов создать гарантии прав потребителей, сознавая неравенство положений предпринимателя, способного диктовать условия оказания услуги, и потребителя. Все чаще понятие социального государства связывается с возможностью не только обеспечения необходимым минимумом для выживания, но и созданием возможностей для свободного творческого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: