М 45-11 Л. 48. 146.
Тягла означал отказ и от соответственной доли земли. Крестьяне
Нею или принимал на себя поземельные платежи. Отказ от части-
Занностями. Распоряжаясь землей, крестьянин передавал вместе с
Частной вотчине.
Инициативе, ибо рядом нет ни посельского, ни приказчика, как в
Нии с орудиями труда, при этом он свободен в хозяйственной
Сенокосные площади, распоряжаются землей. Крестьянин ведет
себя как хозяин, прилагая к земле свою рабочую силу в соедине¬
Однако активность и инициатива крестьянина не беспредель¬
ны. Они ограничены — как русло реки берегами — тяглыми обя¬
действовали согласно твердому понятию: чья земля, того и пода¬
ти. И потому характеристично выражение акта: «Земля Проко-
пью [или Ивану], и подати платить ему ж». Неразрывность,
слитность податей с землей вела к тому, что продажа земли влек¬
ла и продажу тяглых податей и повинностей. И это не исследова¬
тельское образное выражение, а свидетельское показание доку¬
мента; «А купили есми мя и потуги»®. Оно проявляет ясно осоз¬
наваемую крестьянином-индивидом связь со своей, «семейной»
землей и вместе с тем адекватность ее с тяглом!
Все названные свойства крестьянского землевладения прояви�
лись в хорошо известных по литературе выражениях�, которые
сводіггся к следующим: земля — «Божья да государя великого кня¬
зя, а роспаши и ржи наши», «царева и великого князя, а моего
� Законодательные акты І�сского государства второй половины XVI — первой по¬
ловины XVII и. Тексты. Л.,ІЭ86. 143.
®РГАДА, Ф. 141. Оп. 1. 1625. 24. Л. 4; 1627, №81 Л 7, 9, 10. И; 1626,
� См.; Богословский М. М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в.
Т. 1. М.,1909. С. 56: Горский Л. Д. Очерки экономического положения крестьян
Северо-Восточной Руси ХГѴ-ХѴ вв. М-,І9бО. С, 131-132, 135; Покровский Н. И.
Актовые нсючникн по исторни черносошного землевладения в России XIV — ка¬
чала XVI в. НоБосибмрск, 1Ѳ73. С. 54, 57, 94; Котигнев А. И. Крестьянство в
XVI! в. С. $2; и др.
264
Гуіаеа 6
Социальные пр&дставления нериосошных крестьян..
владения», «государева» или «государева царева вотчина, а мое
владение». Все они суть вариации одной содержательной форму¬
элементов. Последние, а вернее — явления, стоящие за ними, не¬
сут на себе временной отпечаток, что придает каждому из приве¬
денных выражений самобытное значение, так что их можно счи¬