Методы исследования: анализ, синтез

Пример: Государство

Византия

Шапка Мономаха

Пожилое

Крепостное право

Централизованное государство

Иго

Краснокаменный кремль

Судебник

Приказы

Боярская Дума

Вече

КАЗНЕЙ

ЛОБНОЕ МЕСТО НА КРАСНОЙ ПЫТКА НА ДЫБЕ

ПЛОЩАДИ – МЕСТО ПУБЛИЧНЫХ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ТЕРМИННЫ?

Объект = общественные отношения в сфере политики

Предмет = Государство

Цель = изучить государство как субъект политической системы

Задачи = главы в плане

Методологическая основа = работы авторов, на кого ссылаешься

Выводы по каждой главе формируют заключение

Теория государства и права.

Авторы учебных пособий:

· Матузова и Малько

· Червонюк (!)

· Радько лазарев морозов учебное пособие для бакалавриата

Таблицы по теории государства и права (Толстик, Нижегородская школа)

Предмет и метод теории государства и права.

Предмет теории государства и права – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; это сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовой системы; основные государственно-правовые понятия общие для всех юридических наук.

Методология теории государства и права – это совокупность всех методов, с помощью которых изучается теория государства и права.

Методы: общенаучные, частнонаучные.

Основные методы: анализа, синтеза, сравнения, логический.

Происхождение государства и права. Общие предпосылки и основные закономерности.

Возникновение государство – период достаточно длительный. Возникает из родоплеменных общин.

Община – явление равноправное, социальное, семья – наоборот. Необходима защита интересов, которую община обеспечить не может. Старейшины управляли общиной на основе авторитета и так называемых мононорм – социальных норм: религиозные, мифологические нормы, табу. Необходим стал отдельный класс, который и выделился, в котором появились специализированные нормы, появление политики (политика – искусство управлять). Государство возникает там и тогда, где и когда для этого устанавливаются необходимые условия: религиозные, военные, политические, экономические и т. д. Государство и право возникают одновременно: государство создает право, а право обеспечивает условия существования государства.

1 теория возникновения государства – теологическая. Идеолог – Фома Аквинский.

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

Основные признаки государства, они отличают государство от политической и общественной власти

1. Организация политической власти – заключается в том, что она не сливается с обществом, представляет собой систему органов, в том числе правоохранительных и армию, внешне и официально представляет все общество, цель этой организации – создание нормальных условий жизнедеятельности людей через обеспечение правопорядка

2. Суверенитет. Верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране – внутренний суверенитет. Независимость в сфере взаимодействия с другими государствами, невмешательство во внутренние дела других государств – внешний суверенитет.

3. Территория – часть земной поверхности, отделяемая от территорий других государств государственной границей и находящаяся под суверенитетом данного государства (собственная территория). Условная территория (квази-территория) – территория посольств, консульств, военных частей, дислакцированных на территории других государств, территории гражданских кораблей и летательных аппаратов в пределах нейтральных вод и воздушного пространства, территории военных кораблей и летательных аппаратов, где бы они ни находились.

4. Система права – совокупность формально определенных, общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения.

5. Налоги – взымаемость с населения материальных средств, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата, выполнения внешних и внутренних функций.

6. Легализованное принуждение (насилие) – только государство в праве принимать, основанное на нормах права, принуждение ко всем гражданам, иностранцам, апатридам (лица без гражданства), находящимся на территории государства. (бипатриды – лица с двойным гражданством).

+ могут быть гимн, герб, флаг, столица, единая денежная мера, единая транспортная система и др.

Сущность государства – организация политической власти в обществе (формальный аспект) и чьим интересам она служит (содержательный аспект).

Все государства:

1. Классовая сущность государства

2. Социальная сущность государства – отражает интересы всего общества и отстаивает их.

Большинство современных государств – обще-социальные.

Типология государства и права

– это отражение логики естественноисторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов другими.

Формационный и цивилизационный подходы.

Форма государства

– это совокупность элементов, характеризующих организацию верховной и государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (форма правления), внутреннее национально территориальное устройства государственной власти (государственно-территориальное устройство), приемы, методы, способы осуществления государственной власти (государственно-правовой режим). (Кто, где и как правит).

Форма государства

Форма правления Форма государственного устройства Государственно-правовой режим

Форма правления:

1. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. В большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству.

Признаки монархии:

1) По наследству

2) Бессрочна

3) Не зависит от населения

В чистом виде монархий не существует.

Виды монархий:

· Абсолютные – вся власть сосредоточена в руках монарха, ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют. Разделения властей не существует. Пример: Франция при Людовике 14.

· Сословно-представительная монархия – характеризуется наличием при монархе сословного учреждения. Пример: Россия при Алексее Михайловиче.

· Дуалистическая монархия – переходная форма от абсолютной к ограниченной монархии, когда ни монарх, ни представительный орган не обладают полнотой власти. Существуют такие монархии недолгое время. Пример: Россия в период 1905-1906гг.

· Ограниченная монархия – власть монарха ограничена парламентарными учреждениями. Исполнительная власть от его имени осуществляется правительством. Пример: Великобритания, Япония, Испания, Голландия.

2. Республика – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

Признаки республики:

1) Выборность

2) Срочность

3) Зависит от населения

Виды республик:

· Президентская республика – президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти. Избирается населением или выборщиками. Президент свободен в выборе министров, а парламент не может отправить их в отставку по одному или всем кабинетом. Пример: США.

· Парламентская республика – правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед ним политическую ответственность. Пример: Италия.

В чистом виде оба этих вида имеют минусы. Кто формирует правительство? (по этому вопросу можно определить вид республики).

· К нетипичным формам правления относится смешанная республика: черты президентской и парламентской республики. Пример: Греция.

· Полупрезидентская республика – устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства. Пример: Египет, Турция, Перу.

· Полупарламентские республики – устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству. Пример: Россия по конституции 1993г.

· Президенстко-монократическая – существует при однопартийных системах, а их конституции предусматривают пожизненных президентов. Пример: Тунис, Индонезия.

· Теократическая республика – осуществляется юридическое закрепление участий духовенства в управлении государством. Пример: Иран по Конституции

· Монархическая республика – предусматривает переизбрание президента на определенный срок. Пример: Малайзия, ОАЭ.

Государственно-территориальное устройство.

2 основных вида:

1. Простое государство или унитарное – форма, характерная для цельных единых государств, состоящих из административно-территориальных единиц и не имеющая в своем составе других государств или государственных образований. Характеризуется единым гражданством, единой системой органов государственной власти и управления, единой Конституцией, судебной системой. Пример: Франция.

2. Сложное государство – представляет собой союз государств или обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью.

1) Конфедерация – объединение государств, которые сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации деятельности, определенных целей. Существуют непродолжительное время. Пример: США с 1781 – 1789гг. Австро-Венгрия до 1918г.

2) Федерация – союз государственных образований (субъектов Федерации), имеющих свое собственное административно-территориальное деление, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Характеризуются существованием 2 систем органов государственной власти: федерации и субъектов Федерации, наличием Конституции, законодательной компетенции, системы права, определенного суверенитета субъектов Федерации, как правило, общефедеральным гражданством и гражданством субъектов.

Виды федерации:

По способу:

Конституционные – форма прописывается в Конституции. Пример: Эфиопия по Конституции 1994г.

Договорные – в основе образования государства лежит договор. Пример: США.

Конституционно-договорные. Пример: Россия по Конституции 1993г.

По правовому статусу субъекта:

Симметричные – субъекты федерации равноправны. Примеры: США, Австралия, Бразилия.

Ассиметричные – субъекты федерации неравноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом. Пример: Россия.

По разграничению предметов ведения:

Кооперативные – имеют 3 сферы предметов ведения: федерации, субъектов федерации, совместные ведения. Пример: Россия.

Дуалистические – не имеют предметов совместного ведения. Пример: США.

3) Империя.

Государственно-правовой политический режим:

1. Антидемократический режим – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций, ограничением роли выборных органов, усилием роли исполнительных органов – авторитарный режим (СССР в 70е гг.); полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением оппозиционных политических партий и организаций, широким использованием террористических методов правления – тоталитарный режим (Россия при Сталине), соединенный с дискриминацией вплоть до физического уничтожения по национальному признаку – нацистский режим (Гитлеровская Германия) или расовому признаку – расиский режим (ЮАР в 70е годы), признанием войны, как необходимого условия существования общества и государства – фашизм (Италия при Муссолини).

2. Демократический режим – характеризуется конституционным закреплением и реальным осуществлением прав и свобод человека, равноправием всех граждан, гласностью деятельности государства, существованием ряда политических партий, в том числе оппозиционных, выборностью центральных и местных органов власти их подотчетностью избирателем.

Функции государства – это направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Формы реализации функций:

1. Правовые – правотворчество, выражается в принятии и разработке юридических норм, провоисполнительная деятельность – выражается в деятельности исполнения норм права, правоохранительная – выражается в осуществлении контроля за реализацией норм права, правоприменение.

2. Организационная – это организационно-регламентирующая деятельность, связана с решением тех или иных конкретных политических задач. Организационно-хозяйственная – связана с материальным обеспечением выполнения государственных функций. Организационно-идеологическая – направлена на разъяснение деятельности государства, также играет воспитательную роль.

Механизмы государства.

Понимается в широком и узком смысле.

Механизм в широком смысле – совокупность всех государственных и не государственных организаций, взаимодействующих между собой, сформированных и действующих на основе норм права и реализующие функции государства. (государственный аппарат, гос. организации, предприятия, учреждения).

В узком смысле – совокупность всех гос. органов при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства – это гос. аппарат. Основным элементом государственного аппарата является гос. орган – относительно самостоятельная структурно обособленная часть гос. аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную материальную и принудительную силу государства. Например, Гос. Дума – орган представительной власти, основная функция – разработка и принятие правовых актов…

Правовое государство.

Характеризуется наличием развитого гражданского общества и правого закона – это закон, который отражает естественные права человека и не ущемляет их.

Право.

Это система обязательных формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленным на регулирование общественных отношений.

Право позитивное, объективное, субъективное – право на собственные действия в рамках права позитивного.

Правовой акт – источник права.

Нормативный правовой акт.

Это письменно оформленный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных, государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение (нормы права).

Основные виды:

1) Закон – принимается в особом процедурном порядке или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения (система и организация гос. органов, статус гос. органов, гос. устройство и административно-территориальные деления, статус гражданина, режим и виды собственности, налоги, бюджет, юридическая ответственность).

2) Подзаконные нормативные правовые акты. Это постановления правительства, указы высших должностных лиц, локальные нормативно-правовые акты. Это могут быть постановления, положения, приказ.

Нормативно-правовой акт может приниматься в различных формах: устав, регламент, Конституция.

Действия нормативно-правовой акта в пространстве,

во времени – связано с вступлением акта в юридическую силу и утраты ее, при этом существуют принципы вступления акта в юридическую силу:

1) немедленное действие,

2) распространение юридической силы акта на все регулируемые им случаи, возникшие после его вступления в юридическую силу – действия вперед

3) принцип ретроактивности закона или обратное действие - нормативно-правовой акт распространяет свое действие, возникшее до вступления его в юридическую силу.

4) принцип переживания закона или ультра-активность – состояние, когда акт, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового акта может действовать в отношении определенных случаев и обстоятельств.

Условия вступления в юридическую силу: с точно указанной даты, с момента подписания, с даты принятия, с даты опубликования. Если дата (срок) не указана: по истечении 10 дней (законы), по истечении 7 дней (акты президента и правительства с момента опубликования. (Первое опубликование). С даты регистрации, государственной регистрации подлежат гос. муниципальные образования, акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы гражданина, механизмы их реализации и носящие межведомственный характер. 1009.1996г. о порядке гос. регистрации.

С наступления определенных обстоятельств для актов, которые вступают в силу с наличием этого факта. Например, закон о чрезвычайных ситуациях, закон о мобилизации.

Структура нормы права – юридическая конструкция, состоящая из логически взаимосвязанных элементов с помощью которых осуществляется регламентация общественных отношений.

«Хулиганство влечет наложение штрафа в размере 1000 рублей» из АК РФ

«Хулиганство наказывается штрафом в размере 1000 рублей» из УК РФ

Структура логической нормы права – совокупность трех элементов:

· Гипотезы (если …) – часть нормы, указывающая на конкретный юридический факт (жизненное обстоятельство) при наличие и отсутствие которых начинает действовать норма.

Виды гипотез:

По наличию или отсутствию юр.фактов:

§ Положительные – юр.факт должен быть

§ Отрицательные – факта быть не должно

По строению:

§ Простые – одно обстоятельство достаточное для действия нормы

§ Сложные – необходимо наличие 2 и более фактов

§ Альтернативные – содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы

· Диспозиции (так …) – часть нормы, содержащая правила поведения, которому должны следовать субъект права.

Виды диспозиции:

По составу:

§ Простые – содержат одно правило поведения

§ Сложные – 2 и более

§ Альтернативные – несколько, после любого из которых может действовать право.

По способу выражения:

§ Простые – называют правила поведения, но не раскрывают его

§ Описательные – описывают существенные признаки поведения

§ Ссылочные – отсылают для ознакомления с правилом поведения к другой норме. (Вы можете поменять товар в соответствие со статьей)

§ Бланкетные – указывают на другой документ, акт для ознакомления с правилом поведения.

· Санкции (тогда …) – часть нормы указывающая на последствия, наступающая с соблюдением, исполнением или нарушением диспозиции.

Виды санкций:

По объему:

§ Простые

§ Сложные

§ Альтернативные

По характеру реакции государства:

§ Карательные – лишение свободы, штраф

§ Право восстановительные – взыскание элементов, восстановление незаконно уволенного

§ Поощрительные – объявление благодарности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: