double arrow

Лекция 2

Предмет нейропсихологии с точки зрения Лурии: нейропсихология – это наука о роли отдельных мозговых зон в поведении человека. Задача нейропсихологии в том, чтобы проследить, выявить, какой вклад, какие условия вносятся в протекание различных форм психической деятельности. И как нарушаются психические функции при повреждении того или иного участка мозга. Возникает вопрос, как с этой позиции можно анализировать этот вклад. Лурия пересматривает понятие симптом. С точки зрения узкого локализационизма симптом связывается с локализацией, если наблюдается симптом нарушения функции, то функция локализуется в том участке, повреждение которого вызвало нарушение функции. Это упрощённое представление: симптом – функция – отдел. Это правомерно по отношению к простым функциям, но не сложным. В их обеспечение включается целая совокупность органов. Возникает проблема квалификации симптома.

При повреждении ТПО – нарушение движения, проявляемое в конкретных нарушениях – больной идёт, но сворачивает не в ту сторону, ошибается и теряется; неверно завязывает халат, так как руки движутся в противоположную функцию. При дальнейшем обследовании (тест «часы» на зрительное восприятие) – фиксируем нарушение зрительного восприятия. Предлагаем альбом с картинками (бочка и ящик в разных вариациях) – есть симптом понимания речи (на, в, под). Какая из двух букв правильная в альбоме левая или правая (ответ неправильный) – нарушение чтения. Есть симптомы нарушения разных психических функций. Для того, чтобы понять суть наблюдаемого симптома необходимо провести квалификацию симптомов – понять психологическую структуру наблюдаемого нарушения. Симптом нарушения движения, завязывания пояса – нарушена пространственная координация. Смотрит на часы – нарушение пространственной характеристики. Понимание речи – нарушение восприятия пространственной характеристики. Чтение буквы - пространственная характеристика. Следовательно, психологическая характеристика этих симптомов связана с пространственной характеристикой в различных вариантах. Чтобы квалифицировать симптом надо:

1)чем симптом нарушения данной психической функции отличается от других симптомов нарушения данной психической функции (может ли эта функция нарушаться ещё как-то).

2)чем симптомы нарушения данной психической функции похожи на симптомы нарушения других психических функций (некоторые похожи по своей психологической структуре).

Объединив симптомы мы указали на нейропсихологический фактор, связанный с работой определённого участка мозга. После этого мы можем выявить причину этих симптомов - повреждение определённого участка мозга. Сходство симптомов показывает, что она является одинаково общей для всех этих психических функций. Тем самым мы соединяем локализацию и нарушениями. Нейропсихологический фактор означает физиологическое условие работы данного участка мозга (специфика работы механизма данного участка мозга). Под нейропсихологическим фактором понимается как работа данного механизма проявляется в работе различных психических функциях. Нейропсихолог проводит два уровня анализа: психический и физиологический. Нейропсихологический фактор их объединяет.

Примоторная область мозга – функция движения нарушена (преципропная координация); графическая проба («забор») - нарушено рисование; повтор слова («муха») – мычит, не может; повторить фразу (Девочка пьёт чай) – повторяет, но вторую (Мальчик пьёт кофе) не произносит, а заменяет на первую – нарушение в речепроизводстве. Написать определённую фразу («Мишкины шишки» «Мишкина машина») – нарушение письма. В преципробной пробе – не может перейти от одного движения к другому, в рисовании – от одного рисунка к другому; в речи – застревание на графеме, артикулемы – трудности перехода от одного действия к другому – перселерация – многократное монотонное повторение одного действия. Это кинетический фактор. Это тоже симптомы нарушения разных функций, вызванные повреждением другого участка, другого механизма, обеспечивающего работу психических функций. Это приводит нас к понятию нейропсихологический синдром.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание симптомов нарушения разных психических функций при повреждении определенного участка мозга.

Ключевым является слово закономерное сочетание. Симптом, характерный для повреждения одного участка не увидим при повреждении другого участка. В этом и заключается закономерность сочетания симптомов. Рассмотрение этих примеров есть процедура нейропсихологического синдромного анализа:

1)выявление симптомов нарушения психологических функций

2)квалификация симптомов

3)понимание, объединяются ли эти нарушения в один синдром

4)заключение о нейропсихологическом факторе

5)указание на локализацию повреждения на основании анализа нарушений

Можно выделить 3 основные группы симптомов, которые можно выявить при повреждении мозга: первичные, вторичные и третичные.

Первичные нарушения – это нарушения, возникающие вследствие выпадения конкретного звена функциональной системы.

Вторичные (системные) следствия – это расстройства той или иной функциональной системы в целом (выпадение звена приводит к ряду системных расстройств). Выпадение звена звуковой речи приводит к непониманию того, что говорят; но вследствие этого нарушения распадается восприятие речи в целом и больной повторяя слова экспериментатора делает ошибки.

Третичные следствия – связаны с компенсаторными перестройками работы мозга. Мозг пытается компенсировать работу повреждённого участка и перестраивает свою работу, и функции строятся по-другому (переход от речи к жестикуляции).

Встаёт задача отделения первичных следствий от их последствий.

Системная локализация говорит о том, что локализация связана с работой всего мозга.

Динамическая локализация:

1)Психическая функция формируется в онтогенезе, разные участки мозга будут вовлечены в обеспечение этой функции в разном возрасте. Состав функциональной системы в разном возрасте разный и он меняется.

2)Результат может быть один, но системы его обеспечивающие могут быть разными.

3)Любая психическая функция реализуется не одномоментно, её выполнение состоит из ряда этапов, которые включаются последовательно, как и участки мозга их обеспечивающие.

Базовые проблемы современной нейропсихологии:

1)проблема факторного нейропсихологического анализа - модифицированный вариант проблемы локализации, какой фактор связан с работой той или иной мозговой структуры;

2)проблема нейропсихологических методов – Лурия разработал систему нейропсихологических методик (схема нейропсихологического обследования), в этом наборе заданий встречаются по несколько заданий, относящихся к той или иной функции. Методики подбирались специально. Каждую психическую функцию надо исследовать с разных сторон, надо использовать разные методики, направленные на разные стороны функции. Сами методики не являются нейропсихологическими, они психологические. Нейропсихологическими их делает метод анализа - синдромный анализ, анализ качественных характеристик выполнения заданий. Открываются новые функции – разрабатываются новые методы – это одна из основных задач нейропсихология. Экологическая валидность метода – соответствие применяемой методики к данному больному, методы должны соответствовать возможностям больного, в противном случае выводы неправомочны.

3)проблема возрастных и нозологических особенностей использования нейропсихологических методов обследования - проблема возраста, в котором можно применять нейропсихологические методы. Нижняя граница – необходим контакт при проведении, нижняя граница – 5-6 лет, когда ребёнок становится способным действовать по инструкции. Должны ли применять нейропсихологические методы только при заболевании органическими заболеваниями – нет, можно исследовать и психических больных, хотя там и нет конкретного места повреждения, локализации. Но можно показать нарушения психических функций, их синхронность, звено нарушения психических функций. У шизофреников нарушения характерны для повреждения лобных долей мозга.

Основные направления нейропсихологии:

1)клиническая нейропсихология – ведущая задача изучение нейропсихологических синдромов при разной локализации мозгового повреждения, включает в себя:

а)топическую диагностику – указание на возможную локализацию на основе синдромного анализа – при одних и тех же симптомах локализация может быть разной в зависимости от индивидуальной особенности. Описание – как нарушены функции, как меняются в динамике при обследовании через время. динамика есть благоприятный прогноз, отсутствие динамики - тяжёлые нарушения,

б)описание структуры нарушения функции при той или иной локализации у данного конкретного больного – важна для коррекционного лечения;

в)в экспериментальную задачу входит разработка новых методов.

г)реабилитационная нейропсихология – восстановление психических функций при органических повредениях означает перестройку функциональной системы – формирование новой системы, опирающейся на неповреждённые участки мозга - восстановительное обучение.

д)социально-адаптационный аспект - Вопросы адаптации неврологических больных к новым условиям жизни в условиях дефицита той или иной функции.

е)нейропсихология детского возраста – задача анализ специфики нарушений психических функций в разные возрастные периоды.

ж)психофизиологическое направление – связано с сочетанным нейропсихологических и психофизиологических методов обследования: сопоставление нейропсихологического обследования с МРТ, кровотоком, движением глаз – решается задача верификации.

з)нейропсихология нормы – решает задачу анализа индивидуальных различий протекания психической деятельности в связи со спецификой организации мозга.

и)нейрогеронтопсихология – это исследование психических функций в нормальном и патологическом старении - обследование людей в возрасте инволюции.

В зарубежной нейропсихологии есть отличия развития, которые обоснованы особенностями подготовки нейропсихологов, где нейропсихология – отдельная специальность, а у нас это часть клинической психологии. Выделяется клиническая психология – практическая нейропсихология – приложение знаний о связи мозга и поведения к клиническим проблемам. Задачи направлены на оценку состояния высших мозговых функций человека. Экспериментальная нейропсихология – объяснение базовых связей поведения и мозга - теоретическая нейропсихология. Поведенческая нейропсихология – использование методик поведенческой терапии для пациентов с органическими повреждениями мозга на основе нейропсихологической оценки их функций. Это аналог нашей реабилитационной нейропсихологии, так как сочетает метод клинической нейропсихологии и поведенческой терапии.

Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.

Принцип выделение передних и задних отделов мозга – основан на разделении мозга на моторные и сенсорные отделы (по выполняемым функциям). Центральная борозда делит мозг на передние и задние отделы.

В задних отделах корковые представительства разных анализаторных систем – в них попадает информация от разных органов чувств. Это означает афферентный принцип обработки информации. Задние отделы мозга состоят из 3 основных областей: затылочная (зрительная система), височная область (представительство слуховой системы), теменная область (кожно-кинестетическая система, система общей чувствительности). Информация идущая от разных рецепторов попадает в соответствующие области. Основной принцип - афферентный синтез поступающей информации.

Передний отдел – лобная область перед бороздой. 3 отдела: моторная область (непосредственно перед бороздой), премоторная область, префронтальная (лобный полюс). Переработка информации, связанная с этими областями является эфферентной. От префронтальной к премоторной, к моторной и к органам исполнителям.

Следовательно, деление на моторный и сенсорный связан с принципом обработки информации

Второй принцип деления связан с концепцией 3 блоков мозга Лурия. Акцент в ней не на морфофункциональных особенностях, а на нейропсихоологоческом анализе процессов.

1 функциональный блок мозга – энергетический блок (блок регуляции общей и избирательной активации мозга). Материальным субстратом блока являются различные подкорковые структуры, а также медиальные отделы лобной и височной области мозга (ниже коры головного мозга).

Функции: а)общая генерализованая активация – обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека – для разных видов деятельности нужны разные уровни активности.

б)локальная активация – обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека (одни системы активированы, другие заторможены).

Блок связан с подкорковыми образованиями, так как в них проходит неспецифическая ретикулярная формация, которая выполняет функцию выделения из потока информации нетипичной для данной ситуации (обеспечение адаптации за чёт отслеживания изменения ситуации). Нейроны не специализированны.

Блок играет роль в эмоциональных, эмоциональных, памяти, внимания процессах. Роль его очень важна и отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого.

2 блок – блок приёма, переработки и хранения информации. Материальным субстратом являются задние отделы мозга, включает в себя анализаторные системы, которые имеют общее строение: периферическая и центральная часть. Периферическая часть – рецепторный отдел и проводящие пути. Центральный отдел – корковый отдел, расположенный в коре полушарий головного мозга. Корковые отделы делятся на 3 основных отдела: первичные поля, вторичные поля и третичное поле. Первичные поля (ядерные, проекционные), вторичные и третичные - ассоциативные зоны мозга. Первичные поля – поступает первоначально информация от рецепторов по проводящим путям. Работают по соматотопическому принципу (каждая точка рецепторной поверхности соединена напрямую с конкретной точкой в первичном поле). Этот принцип обоснован в экспериментах, связанных с «человечком Пенфилда». Та информация, которая поступает фиксируется в первичной ядерной зоне, задача и функция которой максимально точно отразить физическую информацию в коре головного мозга.

Функцию синтеза поступившей разнородной информации в целостный перцептивный образ выполняют вторичные поля (гностические зоны мозга). Функция – формирование целостного перцептивного образа – восприятие.

Информация многомодальна, и необходима система, которая объединит разномодальную информацию в единое целое – третичное поле (задняя ассоциативная область мозга). Функцией её является отображение окружающего мира во всей полноте и связи тех объектов, которые мы воспринимаем.

Второй блок работает в соответствии с рядом принципов:

1)соматотопической проекции – первичные зоны мозга напрямую связаны с соответствующими рецепторами.

2)принцип иерархической организации полей – та информация, которая поступает от рецепторов, должна быть сначала синтезирована на уровне первичных, затем вторичных, а после третичных полей. Если информация минует какой-то уровень – не будет эффекта.

3)принцип модальной специфичности – на первичных и вторичных полях она сохраняется, а на третичных полях – не сохраняется, здесь действуют коды, носящие надмодальный характер.

Основной функцией 2 блока мозга является отображение и синтез той информации которая имеется перед человеком каждый момент времени.

Первичных полей – 5, вторичных – 5, третичных – 1.

3 блок мозга (блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности). Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий. Функции блока: программирование, контроль, регуляция сложных форм деятельности. Информация из него передаётся в передние отделы. Передние отделы связаны с формированием ответа на поступившую информацию – работает ретикулярная формация. Работа этого блока построена по эфферентному принципу. На основе полученной информации должна быть сформирована программа поведения, которая связана с префронтальной частью мозга (передняя ассоциативная область). Программа поведения состоит из ряда действий, которые должны быть реализованы. Функцию развёртывания осуществляет премоторная область мозга. Каждое из действий, осуществляемых человеком, задаётся моторной областью мозга, которая работает по соматотопическому принципу – каждый участок связан с конкретным участком тела. В целом 3 блок устроен как и 2 блок. Состоит из первичного (префронтальная), вторичного (премоторная) и третичного (моторная) полей, но по одному, а не по несколько. Отличие от 2 блока информация идёт от третичного через вторичное к первичному полю (эфферентный путь).

Осуществление психической деятельности невозможно без участия того или иного блока.

Принцип деления на разные части мозга связан не только с Лурией. Андрианов предлагает рассматривать мозг как метасистему состоящую из макросистем, обладающих своими собственными функциями. Проекционные макросистемы – связаны с переработкой модальной информации (первичные и вторичные поля по Лурия), ассоциативные макросистемы – связаны с синтезом разномодальных ощущений (зоны перекрёста разномодальных систем между собой и всех вместе), интегративно-пусковые макросистемы – связаны с синтезом разномодальных ощущений и с биологической значимостью этой информации, то есть потребностями человека, лимбикоретикулярная макросистема – обеспечивает эмоциональные, вегетативные, энергетические составляющие поведения человека. Когда эти макросистемы интегрируются в поведении, существуют 2 основные формы интеграции в поведении – инвариантная (обязательное участие тех или иных систем) и вероятностно-детерминиррованная (участие зависит от условий). Поставлен вопрос о жёстких и гибких звеньях функциональных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: