Афазии. Речепонимание и речепорождение (экспрессивные и импрессивные)

Нарушения речи.

Лекция 7.

Речепонимание и речепорождение (экспрессивные и импрессивные).

Речепонимание – от слова к мысли, речепорождение – от мысли к слову.

Речепорождение – от внутренней речи к внешней, к устному высказыванию, письменной речи. Внутренняя речь выступает как средство программирования. Переход к внешней проходит путём трансформаций, так как их структура не совпадает. Анализом трансформации психолингвистика и нейролингвистика (Хомски, Апресян). Переход от глубинной (смысловой) к поверхностной (синтаксической) речи.

1)Побудителем выступает мотив, в котором выражается потребность в речевой коммуникации.

2)На основе мотива формируется замысел (мысль), на основе которой формируется общая схема.

3)Затем идёт поиск нужных слов для выражения мысли. Этот выбор представляет собой выбор из многих вероятных возможностей. Бывает слово вертится на «кончике языка». Процесс выбора слов отражает парадигматическую сторону в системе языка. Согласно теории Соссюра в системе языка между языковыми системами существуют парадигматические и синтагные отношения. Парадигматические – общность (связь) слов по смыслу и/или по форме. В психологии это находит отражение в исследованиях ассоциативных экспериментов.

4)Связывание слов в целостное высказывание - синтагма – отражает слияние отдельных языковых единиц в линейные последовательности. Элементы синтагмы подчиняются определённым правилам и шаблонам. Одна лексема определяет следующие лексемы, которые складываются в последовательность.

5)Реализация речи – моторный процесс произнесения слов, предложений.

Речепонимание: перцепция звуков речи:

а)выделение из речевого потока фонем,

б)синтез отдельных выделенных единиц в речевые единицы, в)кратковременное сохранение в памяти воспринимаемых единиц,

г)восприятие интонационных, тембровых, эмоциональных компонентов,

д)выделения значения отдельных единиц из контекста из употребления,

е)понимание переносного смысла.

Функциональное образование речи – сложное образование с рядом подсистем (письменной и устной речи). Они выделяются на основании весомых данных. Механизмы их обеспечивающие носят разный характер. В экспрессивной речи письменная речь – письмо, в устной – речеговорение (речепроизводство). В импрессивной речи – письменная – чтение, устная – речепонимание. Различные нарушения речи, которые возникают при поражении коры головного мозга – афазии, нарушение чтения - алексии, нарушение письма – аграфия.

При афазии, аграфии и алексии сохранны двигательные функции, но нарушается сложная структура различных речевых актов.

Начало исследований афазии 1861 год Брокка. Позже Вернике предположил, что сенсорные образы хранятся в задних отделах мозга, а моторным отделом является передний отдел. Прерывание связи между зонами приводит к проводниковой афазии - нарушение повторения слов и предложений при сохранности их восприятия и сохранности речепроизводства (нет перевода в моторный центр – нет понимания). Эти идей получили развитие в работах Лихгейма, который предложил ввести понятие «центр понятий», который находится в задней ассоциативной области. Он рассматривался, как центр, в котором размещается смысловая символика слов, с которыми работает человек. Была построена схема связи центров сенсорного (задние отделы височный)-моторного (задний премоторный)-понятий (задний ассоциативный), которая представляет собой треугольник. Показал, что нарушение связей приводит к разным видам афазии – это создана классификация Вернике-Лихгейма. Кроме этой классификации на основании сенсорного и моторного компонента, существуют другие, в частности на нейролингвистическом подходе. В этих классификациях афазия – нарушение символической деятельности, нарушение разных уровней способности оперировать символами, главные из которых языковые. Начало этим классификациям положили Джексон и Хэд, отечественные Винарская. Ещё одна классификация – Лурия, который отталкивался от идеи выделения моторных и сенсорных компонентов речевых расстройств, но рассматривал афазии как нейролингвистические расстройства. Выделил 7 форм афазий, 5 из которых афферентные (сенсорное звено) и 2 эфферентные (моторное звено).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: