Нарушения памяти. 1)синдром модально-неспецифических нарушений памяти

Лекция 8.

1)синдром модально-неспецифических нарушений памяти;

2)модельно-специфические нарушения (2 ФБМ);

3)псевдомнезии (3 ФБМ)

Больной – удалены 2 гиппокампа – амнестический синдром.

2 теории, объясняющие нарушения памяти:

1)а)нарушение фиксации материала;

б)нарушение воспроизведения материала;

2)трудности перевода из кратковременной памяти в долговременную.

Модально-специфические – рассматриваются как нарушения в пределах одной модальности; первичные расстройства памяти, а когнитивная остаётся сохранённой. Наблюдаются в виде изолированных нарушений зрительной, слуховой и др. Характерные признаки: протекают без гностических расстройств, проявляются в пределах одной модальности (эксперимент – нарушение памяти на лица).

Наиболее изученной является нарушение слухоречевой и зрительной памяти. Основной симптом – снижение объёма воспроизведения предъявляемой информации. Повторные предъявления не повышают воспроизведение. Причина – повышенное влияние следов интерферирующих воздействий, взаимное тормозящее влияние следов друг на друга. Псевдоамнезии обычно рассматриваются в контексте распада программ мнестической деятельности. При повреждении конвекситальных (поверхностных) отделов префронтальных долей мозга. Нарушения связанны с тем, что больной не может организовать программу запоминания, а это приводит к затруднению организации и воспроизведению материала. Термин псевдомнезии – у больных нет первичных расстройств, а память страдает вторично, как следствие нарушения организации ВПФ. Активное запоминание материала заменяется пассивным его удержанием. Проявляются нарушения в виде платообразной кривой запоминания. Больной ригидно повторяет один и тот же набор (повреждение левой лобной области) или появляются новые и в течение 10 повторений могут появиться все, но никогда вместе (правая лобная область). Исследования позволили определить роль каждого полушария. Левое – сложные произвольные формы, правое - непроизвольные автоматизированные формы запоминания материала. Правое полушарие, доминантное в перцептивных процессах, включается на более ранних этапах – большая роль в непосредственном запоминании, а левое – в отсроченном запоминании материала. При повреждении левого – непосредственное воспроизведение сохранно, а отсроченное нарушено, при правом – обратная картина. При повреждении правого – трудности в сохранении порядка стимульного ряда. Модально неспецифические нарушения памяти затрагивают тот этап переработки информации, который следует за кратковременным непосредственным сохранением информации. Непосредственное кратковременное сохранение связано с работой префронтальной и теменной областей мозга. Лимбическая система (гиппокамп) и связанные с ним структуры обеспечивают консолидацию следов памяти – перенос из текущей в долговременную. Трудности относятся к наполнению автобиографической памяти в первую очередь. Семантическая память (декларативная) больше страдает при повреждении задних отделов мозга. Эпизодическую память соотносят с лобно-височными системами, при этом левое полушарие – сохранение фактов, правое – события, эпизоды. Процедурная память (на различные моторные навыки) - подкорковые структуры (базальные ядра и мозжечок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: