Характеристика системы автоcервиса

1991................... 42,4

1986.................. 38,5

1976................... 14

1973................... 8

Автомобильный парк населения Узбекистана к началу 1991 года приближался 1 млн. единиц легковых автомобилей в основном производства СССР. Нужно сказать управление «Узавтотехобслуживание» успешно справилось на него возложенной задачей, главными итогами его деятельности за первые 5-7 лет были:

- упорядоченная система предоставления автосервисных услуг населению и порядки пользования этими услугами;

- разработаны и внедрены система документов, регламентирующие организацию производства автосервисных предприятий, контроля качества предоставляемых услуг, обеспечения эффективности производства и т.д.

- привлечены для работы в отрасли квалифицированные инженерно-технические и рабочие кадры соответствующих специальностей;

- существенно улучшено производственно-техническая база автосервиса, были построены, оснащены техническим оборудованием и пущены в эксплуатацию 20-постовые СТОА во всех областных центрах Республики, а в Ташкенте 50-постовой автоцентр. В городах областного подчинения и рай центрах были организованы филиалы СТОА.

Начиная с 1974 года в Ташкенте начал оказывать автосервисные услуги крупный специализированный автоцентр на 50 рабочих постов «АвтоВАЗтехобслуживание», объединения «АвтоВАЗ». Это событие примечательно тем, что впервые в стране завод производитель автомобилей следуя мировой практике, начал оказывать автосервисные услуги своим автомобилям. Такая форма организации обслуживание автомобилей применяется на практике всех известных автомобильных фирм мира давно, еще с зари развития автостроения и появления авторынка и называется фирменным автосервисом. Фирменный автосервис это высокий уровень организации обслуживание автомобилей не только в смысле поставки производства, но и бесперебойное снабжение необходимыми, надежными запасными частями, высококачественными материалами, а также высокая культура и гарантия качества обслуживания.

В истории развития автосервиса Узбекистана нужно отметить следующие этапы:

Первый этап (1965-70гг.), в связи с увеличением автомобильного парка населения страны начало официального признания государственной важности создания автосервиса и появление в городах республики сети первых автосервисных предприятий СТОА, автомастерских и т.д.

Второй этап (1971-81гг.), развитие автосервиса сопровождалось дальнейшим резким увеличением автомобильного парка населения страны. В соответствии с этим объем оказанных автосервисных услуг возрос по сравнению с первым этапом в 13 раз (в рублях), количество рабочих постов в 14 раз. В автосервис страны влились хорошо оснащенные автосервисные предприятия п/о «АвтоВАЗтехобслуживание», «КамАЗтехобслуживания», оказывающие сервисные услуги принципиально новый для нас основе, фирменный автосервис. Серьезно укрепилась производственно-техническая база автосервиса.

Третий этап (1981-91гг.), развитие отрасли определяется дальнейшим ростом сети и структуры предприятий автосервиса и укреплением их материально-технической базы. Рост сети и структуры автосервисных предприятии связан с организацией и включением в производство совместно кооперативных СТОА и автомастерских, а также фирменных СТОА «Москвичтехобслуживание», «ЗАЗтехобслуживание», «ГАЗтехобслуживание»и др. Только по управлению «Узавтотехобслуживания» количество СТОА, специальных автоцентров и автомастерских в 1991 году составило 282 предприятий с общим количеством рабочих постов 1152, фирменный автосервис п/о «АвтоВАЗа», «Москвич», «АвтоГАЗ» и «АвтоЗАЗ» располагал по всей республики 50 предприятий с общим количеством рабочих постов 408. Однако в конце этого периода (1989-91гг.) из-за охватившего всю тогдашнюю страну, социально-экономического кризиса наметилась тенденция упадка объема оказываемых услуг.

Четвертый этап (1991-96гг.). Как известно этот период характеризуется заметным историческим событием - приобретением политической независимости, суверенитета Узбекистана.

Суверенной стране нужно было строить свою экономику, в том числе и автосервис. Почти все раннее налаженные экономические отношения с поставщиками автомобилей, запасных частей, шин, аккумуляторов, ремонтных материалов и многих других, которые находились зa пределами страны, нужно было строить заново, причем на принципиально новой основе рыночной экономики. Да и внутри страны, в самой автосервисной структуре, нужно было провести коренные экономические реформы согласно взятого курса. Как раз на этот период приходилась сложная организационная работа по перестройки автосервиса: приватизация предприятий, налаживание новых рыночных экономических отношений, поиск и установление новых экономических партнеров по поставке и торговле и т.д. на что требовалось время, усилия ведущих специалистов и организаторов производства. Временно резко сократилось поставка запасных частей, материалов и автомобилей для продажи, в результате заметно снизились объемы оказываемых услуг как и по торговле, так и по обслуживанию автомобилей. Закрылись многие кооперативные, мелкие автомастерские и посты обслуживания автомобилей.

Пятый этап (с 1996г. по настоящее время). В результате проведенных серьезных экономических реформ в отрасли - приватизации, изменения форм собственности (например, в систем «Узавтотеххизмат» 70% предприятия это в основном мелкие СТОА и автомастерские, были проданы через аукцион предпринимателями, а остальные преобразованы в акционерные общества), а также пуска в действия рыночных экономических отношений, автосервис страны вновь заработал в полную силу. Нужно особо отметить, на развитие автосервиса страны, появление в нем конкуренции за клиентов, серьезное укрепление его производственно-технической базы, серьезную роль сыграла появление в стране автомобильной промышленности в виде Узбекско-Корейской корпорации «УзДЭУавто», выпускающие 4 модели современных легковых автомобилей и Узбекско- Турецкой компании «СамКочАвто», выпускающий комфортабельные автобусы среднего класса. Акционерное общество «Узавтотеххизмат» (бывшая «Узавтотехобслуживание») и ассоциация «УзбекЛада» (бывшая «АвтоВАЗтехобслуживание») стали главными дилерами вышеуказанных совместных предприятий. С помощью своих партнеров АО «Узавтотеххизмат» почти полностью реконструировал и переоборудовал свои главные автоцентры и крупные СТОА, построил современные автосалоны, переподготовил ряд специалистов производства для работы в новых, рыночных условиях с конкуренцией.

Кроме того согласно взятого в стране курса на развитие мелкого и среднего бизнеса, начиная с 1997 года появились в городах, населенных пунктах, на магистральных дорогах многочисленные мелкие СТОА (на 2-3 поста), посты ТО, автомастерские частного предпринимательства, их количество все больше растет. Словом автосервис страны вышел на зеленную, столбовую дорогу развития, дорогу которую прошел передовой мировой автосервис. Конечно, нынешнее состояние автосервиса страны нуждается в серьезном улучшении, в нем еще много нерешенных многоплановых проблем.

Сервис (сервисная система) - совокупность средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффективному использованию, обеспечению работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств в течение всего срока их службы. Исполнитель осуществляет в соответствии с существующими правилами предоставление услуг юридическим и физическим лицам - владельцам автотранспортных средств (потребителям). Потребитель использует, приобретает, заказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств либо имеет намерение воспользоваться ими.

Исполнителем и потребителем могут быть предприятие, организация, учреждение или гражданин.

Техническая эксплуатация и сервис обычно включают в различных для разных предприятий комбинациях следующие основные виды работ и услуг:

• подбор и доставку необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, оборудования, запасных частей и материалов;

• куплю и продажу новых и подержанных автотранспортных средств и агрегатов, их оценку;

• предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт;

• заправку, мойку, уборку и хранение;

• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в течение их эксплуатации;

• инструментальный технический осмотр и подготовку к нему;

• продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;

• предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;

• техническую помощь на линии, эвакуацию;

• модернизацию, переоборудование и дооснащение автотранспортных средств, тюнинг;

• сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, включая прием и направление на переработку списанных изделий;

• информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;

• обучение и консультацию персонала автотранспортных предприятий, предпринимателей, физических лиц - владельцев автотранспортных средств.

Главная задача дисциплины «Автоcервис» заключается в профессиональной подготовке конкурентоспособных инженеров для ТЭА на основе раскрытия закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, изучения методов и средств, направленных на поддержание автомобилей в исправном состоянии при экономном расходовании видов ресурсов и обеспечении дорожной и экологической безопасности.

Парк легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, вы­полняет значительный объем пассажирских перевозок. Условиям его эксплуатации присущи специфические особенности (табл. 1.1), которые влияют на формирование потоков требований (заявок) по его техническому обслуживанию и ремонту, обусловливают структуру системы автоcервис, ее производственно-техническую базу.

Из данных табл. 1.1 видно, что в эксплуатации и органи­зации ТО и ремонта автомобилей индивидуального пользования имеются специфические особенности, которые необходимо учиты­вать при определении необходимого комплекса профилактических и ремонтных работ для поддержания их в технически исправ­ном состоянии.

Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии обеспечивается путем своевременного проведения ТО и ремонта, за полноту объема и качество которых ответственны предприятия системы автоcервис: СТОА, спецавтоцентры (САЦ) и мастерские, входящие в состав различных организаций и частные.

Структура системы ТО и ремонта легковых автомобилей включает основные элементы, основополагающие документы и содержание работ. Автомобиль от производства до списания периодически подвергается трем комплексам технических воздействий ТО и ТР (при предпро­дажной подготовке, в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации), которые и являются основой автоcервис.

Таблица 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: