Договор о Европейском союзе (ЕС) подписан в Маастрихте (Нидерланды) в 1992 г., который вступил в силу 1 ноября 1993 г., дополнен в Амстердаме (вступил в силу в 1999 г.)2. ЕС состоит из Европейских сообществ, а последние, в свою очередь, состоят из Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС),
Целями ЕС являются образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты; утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе — и совместной оборонной политики; сохранение и приумножение общего достояния.
ЕС руководствуется следующими принципами: уважение национальной идентичности государств-членов с демократическими системами правления; уважение прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека 1959 г. и общими принципами права Европейского сообщества, сообразуясь с конституционными нормами государств-членов.
Согласно ст. 3 Договора о Европейском союзе для достижения своих целей деятельность Организации включает:
— отмену таможенных пошлин и количественных ограничений на импорт и экспорт в торговле между государствами-членами, а также других мер, имеющих такой же характер;
— общую торговую политику;
— внутренний рынок, характеризующийся отменой препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами;
— меры, касающиеся въезда и передвижения лиц на внутреннем рынке;
— общую политику в сферах сельского хозяйства и рыболовства;
— общую транспортную политику;
— установление системы, предотвращающей нарушения на внутреннем рынке;
— сближение национальных законодательств государств-членов в той степени, какая необходима для нормального функционирования общего рынка;
— политику в социальной сфере, включая деятельность Европейского социального фонда;
— экономическое и социальное сплочение;
— политику защиты окружающей среды;
— повышение конкурентоспособности промышленности Сообщества;
— содействие исследованиям и технологическому развитию;
— стимулирование усилий по созданию и развитию трансъевропейских коммуникационных сетей и инфраструктуры;
— вклад в достижение высокого уровня здравоохранения;
— вклад в образование, профессиональное обучение и расцвет культуры в государствах-членах;
— политику сотрудничества в содействии развитию;
— ассоциацию с заморскими странами и территориями для эасшпрения торговли и совместного содействия экономическому
социальному развитию;
— вклад в усиление защиты потребителя;
— мероприятия в области энергетики, социальной защиты и туризма.
Целями общей внешней политики и политики безопасности ЕС являются защита общих ценностей, основных интересов и независимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него государств, мира и международной безопасности, содействие развитию международного сотрудничества, демократии, соблюдению прав и свобод человека.
Страны ЕС должны предоставлять друг другу и Совету всю необходимую информацию по любому вопросу, представляющему взаимный интерес во внешней политике и политике безопасности. Они должны координировать свои действия в международных конференциях. В частности, государства — члены ЕС, являющиеся одновременно членами Совета Безопасности ООН, обязаны действовать согласованно и полностью информировать другие государства-члены. При обсуждении и решении вопросов на заседании Совета Безопасности ООН перед ними ставится задача обеспечивать защиту позиций и интересов ЕС.
Все государства-члены обязаны активно и открыто поддерживать внешнюю политику и политику безопасности ЕС, воздерживаться от любых действий, которые противоречат интересам Союза или могли бы ослабить их действенность как сплачивающей силы в международных отношениях.
Составной частью общей внешней политики безопасности ЕС является и формирование оборонной политики, которая со временем должна привести к созданию общих вооруженных сил ЕС.
Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел направлено на расширение вопросов, представляющих существенное значение для укрепления законности и правопорядка, охраны прав и интересов граждан государств-членов, нормального функционирования органов государственной власти, государственных и негосударственных учреждений. Основными направлениями сотрудничества являются:
а) политика предоставления убежища;
б) правила, регулирующие пересечение лицами внешних границ государств-членов и осуществление соответствующего контроля;
в) иммиграционная политика и иные действия в отношении граждан «третьих стран», в том числе регулирование условий въезда и передвижения граждан других государств на территории ЕС, условия проживания иммигрантов, борьба с несанкционированной эмиграцией;
г) борьба с наркоманией;
д) борьба с другими злоупотреблениями в международном масштабе;
е) правовое сотрудничество в гражданских делах;
ж) сотрудничество в области уголовного права и расследования уголовных дел;
з) таможенное сотрудничество;
и) сотрудничество национальных полицейских ведомств (в борьбе с терроризмом, наркоманией и т. д.), в том числе организация в масштабе ЕС системы обмена информацией в рамках Европейского полицейского ведомства (Европол).
При решении этих проблем действия ЕС и государств-членов должны осуществляться в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенцией о статусе беженцев 1952 г. и т. д.
Основными органами ЕС являются Совет, Европейский парламент, Комиссия, Суд, Европейский совет и Европол.
Российская Федерация и Европейский союз 24 июня 1999 г. заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу для Российской Федерации 1 декабря 1997 г.). Целью партнерства являются обеспечение соответствующих рамок для политического диалога между сторонами Соглашения, способствующего развитию тесных отношений между ними в этой области; содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям между сторонами, базирующимся на принципах рыночной экономики, и, таким образом, поощрение устойчивого развития сторон; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике.
Между сторонами Соглашения устанавливается регулярный политический диалог. Как правило, два раза в год должны проводиться встречи Президента России, Председателя ЕС и Председателя Европейских сообществ.
Стороны предоставляют друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации. Товары с территории одной стороны, импортируемые на территорию другой стороны, не подлежат, прямо или косвенно, обложению внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода.
Соглашение не исключает запретов или ограничений импорта, экспорта или транзита, оправданных с точки зрения общественной морали, обеспечения правопорядка или общественной безопасности; защиты здоровья и жизни людей, животных и растений; защиты природных ресурсов; защиты национальных, художественных, исторических или археологических ценностей или охраны интеллектуальной собственности или применения правил, касающихся золота или серебра.
В Соглашении предусмотрены нормы относительно координации усилий сторон в области социального обеспечения, учреждения и деятельности компаний, трансграничного предоставления услуг.
Для осуществления наблюдения за применением Соглашения учрежден Совет сотрудничества. Он заседает на уровне министров, как правило, раз в год. В соответствии со ст. 95 Соглашения учрежден Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Федерального Собрания Российской Федерации и Европарламента. Он дает рекомендации Совету сотрудничества.
Членами ЕС являются 25 государств. Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе.