double arrow

Европейский союз


Договор о Европейском союзе (ЕС) подпи­сан в Маастрихте (Нидерланды) в 1992 г., который вступил в силу 1 ноября 1993 г., дополнен в Амстердаме (вступил в силу в 1999 г.)2. ЕС состоит из Европейских сообществ, а последние, в свою очередь, состоят из Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС),

Целями ЕС являются образование тесного союза народов Евро­пы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания в пер­спективе единой валюты; утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в пер­спективе — и совместной оборонной политики; сохранение и при­умножение общего достояния.

ЕС руководствуется следующими принципами: уважение на­циональной идентичности государств-членов с демократическими системами правления; уважение прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека 1959 г. и об­щими принципами права Европейского сообщества, сообразуясь с конституционными нормами государств-членов.




Согласно ст. 3 Договора о Европейском союзе для достижения своих целей деятельность Организации включает:

— отмену таможенных пошлин и количественных ограниче­ний на импорт и экспорт в торговле между государствами-члена­ми, а также других мер, имеющих такой же характер;

— общую торговую политику;

— внутренний рынок, характеризующийся отменой препятст­вий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами;

— меры, касающиеся въезда и передвижения лиц на внутрен­нем рынке;

— общую политику в сферах сельского хозяйства и рыболов­ства;

— общую транспортную политику;

— установление системы, предотвращающей нарушения на внутреннем рынке;

— сближение национальных законодательств государств-чле­нов в той степени, какая необходима для нормального функцио­нирования общего рынка;

— политику в социальной сфере, включая деятельность Евро­пейского социального фонда;

— экономическое и социальное сплочение;

— политику защиты окружающей среды;

— повышение конкурентоспособности промышленности Со­общества;

— содействие исследованиям и технологическому развитию;

— стимулирование усилий по созданию и развитию трансъев­ропейских коммуникационных сетей и инфраструктуры;

— вклад в достижение высокого уровня здравоохранения;

— вклад в образование, профессиональное обучение и рас­цвет культуры в государствах-членах;



— политику сотрудничества в содействии развитию;

— ассоциацию с заморскими странами и территориями для эасшпрения торговли и совместного содействия экономическому

социальному развитию;

— вклад в усиление защиты потребителя;

— мероприятия в области энергетики, социальной защиты и туризма.

Целями общей внешней политики и политики безопасности ЕС являются защита общих ценностей, основных интересов и не­зависимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него государств, мира и международной безопасности, содейст­вие развитию международного сотрудничества, демократии, со­блюдению прав и свобод человека.

Страны ЕС должны предоставлять друг другу и Совету всю не­обходимую информацию по любому вопросу, представляющему взаимный интерес во внешней политике и политике безопас­ности. Они должны координировать свои действия в международ­ных конференциях. В частности, государства — члены ЕС, являю­щиеся одновременно членами Совета Безопасности ООН, обяза­ны действовать согласованно и полностью информировать другие государства-члены. При обсуждении и решении вопросов на засе­дании Совета Безопасности ООН перед ними ставится задача обеспечивать защиту позиций и интересов ЕС.

Все государства-члены обязаны активно и открыто поддержи­вать внешнюю политику и политику безопасности ЕС, воздержи­ваться от любых действий, которые противоречат интересам Сою­за или могли бы ослабить их действенность как сплачивающей силы в международных отношениях.



Составной частью общей внешней политики безопасности ЕС является и формирование оборонной политики, которая со време­нем должна привести к созданию общих вооруженных сил ЕС.

Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел на­правлено на расширение вопросов, представляющих существен­ное значение для укрепления законности и правопорядка, охраны прав и интересов граждан государств-членов, нормального функ­ционирования органов государственной власти, государственных и негосударственных учреждений. Основными направлениями со­трудничества являются:

а) политика предоставления убежища;

б) правила, регулирующие пересечение лицами внешних границ государств-членов и осуществление соответствующего контроля;

в) иммиграционная политика и иные действия в отношении гра­ждан «третьих стран», в том числе регулирование условий въезда и передвижения граждан других государств на территории ЕС, ус­ловия проживания иммигрантов, борьба с несанкционированной эмиграцией;

г) борьба с наркоманией;

д) борьба с другими зло­употреблениями в международном масштабе;

е) правовое сотруд­ничество в гражданских делах;

ж) сотрудничество в области уголовного права и расследования уголовных дел;

з) таможенное со­трудничество;

и) сотрудничество национальных полицейских ведомств (в борьбе с терроризмом, наркоманией и т. д.), в том числе организация в масштабе ЕС системы обмена информацией в рамках Европейского полицейского ведомства (Европол).

При решении этих проблем действия ЕС и государств-членов должны осуществляться в соответствии с Европейской конвенцией о за­щите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенцией о ста­тусе беженцев 1952 г. и т. д.

Основными органами ЕС являются Совет, Европейский пар­ламент, Комиссия, Суд, Европейский совет и Европол.

Российская Федерация и Европейский союз 24 июня 1999 г. заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу для Российской Федерации 1 декабря 1997 г.). Целью парт­нерства являются обеспечение соответствующих рамок для поли­тического диалога между сторонами Соглашения, способствующе­го развитию тесных отношений между ними в этой области; со­действие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям между сторонами, базирующимся на принципах ры­ночной экономики, и, таким образом, поощрение устойчивого развития сторон; укрепление политических и экономических сво­бод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, раз­витию ее экономики и завершению перехода к рыночной эконо­мике.

Между сторонами Соглашения устанавливается регулярный политический диалог. Как правило, два раза в год должны прово­диться встречи Президента России, Председателя ЕС и Председа­теля Европейских сообществ.

Стороны предоставляют друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации. Товары с территории одной стороны, импортируемые на территорию другой стороны, не подлежат, пря­мо или косвенно, обложению внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода.

Соглашение не исключает запретов или ограничений импорта, экспорта или транзита, оправданных с точки зрения обществен­ной морали, обеспечения правопорядка или общественной без­опасности; защиты здоровья и жизни людей, животных и расте­ний; защиты природных ресурсов; защиты национальных, художе­ственных, исторических или археологических ценностей или охраны интеллектуальной собственности или применения правил, касающихся золота или серебра.

В Соглашении предусмотрены нормы относительно координа­ции усилий сторон в области социального обеспечения, учреждения и деятельности компаний, трансграничного предоставления услуг.

Для осуществления наблюдения за применением Соглашения учрежден Совет сотрудничества. Он заседает на уровне министров, как правило, раз в год. В соответствии со ст. 95 Соглашения учрежден Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Федерального Собрания Российской Федерации и Европарламента. Он дает рекомендации Совету сотрудничества.

Членами ЕС являются 25 государств. Штаб-квартира организа­ции расположена в Брюсселе.







Сейчас читают про: