double arrow

Право на обеспечение выполнения норм международного права

Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетель­ствует о независимом характере организаций по отношению к го­сударствам-членам и является одним из важных признаков право­субъектности.

При этом основными средствами являются институты между­народного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способа­ми: путем представления докладов государствами-членами и на­блюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуа­ции на месте1.

Наиболее распространенной формой контроля является пред­ставление докладов государствами-членами. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство-член представлять Орга­низации в те сроки и в той форме, которые определяет Генераль­ная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений идеятельности в области образования, науки и культуры, а также выполнении рекомендаций иконвенций Генеральной конференции (ст. VIII).

Устав МАГАТЭ предусматривает особый институт контроля — систему гарантий (ст. XII). Под такой контроль ставятся все ядерные объекты по проектам, осуществляемым с помощью МАГАТЭ. Основными формами контроля являются анализ МАГАТЭ инфор­мации и отчетов, получаемых от государств, наблюдение и ин­спекция силами МАГАТЭ на местах.

Международно-правовые санкции, которые могут применять­ся международными организациями, можно подразделить на две группы:

а) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями;

б) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.

К санкциям первой группы, в частности, относятся приостановление членства в организации; исключение из организации; отказ в членстве; исключение из международного общения по оп­ределенным вопросам сотрудничества.

Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет безопасности ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными сила­ми. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и дру­гие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН).

В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые «корректив­ные меры», вплоть до выдачи предписания о приостановке экс­плуатации такого объекта.

Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, воз­никающих у них с международными организациями и государст­вами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права — суверенные госу­дарства.

8. Международно-правовая ответственность. Выступая как са­мостоятельные образования, международные организации явля­ются субъектами международно-правовой ответственности.

Международные организации, например, должны нести ответст­венность за противоправные действия своих должностных лиц. От­ветственность организаций может наступить в случае злоупотребле­ния ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заклю­ченных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

Договор о принципах деятельности государств по исследова­нию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. за деятельность международной ор­ганизации в космосе устанавливает солидарную ответственность такой организации и государств — членов организации, ноучаст­ников Договора (ст. VI). Конвенция о международной ответствен­ности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. конкретизирует данную норму Договора. Если какая-либо между­народная межправительственная организация ответственна за ущерб, то она и те из ее государств-членов, которые являются уча­стниками Конвенции, несут солидарную ответственность.

Однако при этом должны быть соблюдены следующие два условия:

а) любая претензия о компенсации за такой ущерб предъявляется в первую очередь этой организации;

б) если организация в тече­ние шести месяцев не выплатила компенсацию за такой ущерб, то только в этом случае государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств — членов этой организации за уп­лату этой суммы.

Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответст­венность перед правительствами, где находятся их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуж­дение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитар­ных норм и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: