Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.
При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: путем представления докладов государствами-членами и наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте1.
Наиболее распространенной формой контроля является представление докладов государствами-членами. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство-член представлять Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений идеятельности в области образования, науки и культуры, а также выполнении рекомендаций иконвенций Генеральной конференции (ст. VIII).
|
|
Устав МАГАТЭ предусматривает особый институт контроля — систему гарантий (ст. XII). Под такой контроль ставятся все ядерные объекты по проектам, осуществляемым с помощью МАГАТЭ. Основными формами контроля являются анализ МАГАТЭ информации и отчетов, получаемых от государств, наблюдение и инспекция силами МАГАТЭ на местах.
Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, можно подразделить на две группы:
а) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями;
б) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.
К санкциям первой группы, в частности, относятся приостановление членства в организации; исключение из организации; отказ в членстве; исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.
Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет безопасности ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН).
В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые «коррективные меры», вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с международными организациями и государствами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права — суверенные государства.
|
|
8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности.
Международные организации, например, должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. за деятельность международной организации в космосе устанавливает солидарную ответственность такой организации и государств — членов организации, ноучастников Договора (ст. VI). Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. конкретизирует данную норму Договора. Если какая-либо международная межправительственная организация ответственна за ущерб, то она и те из ее государств-членов, которые являются участниками Конвенции, несут солидарную ответственность.
Однако при этом должны быть соблюдены следующие два условия:
а) любая претензия о компенсации за такой ущерб предъявляется в первую очередь этой организации;
б) если организация в течение шести месяцев не выплатила компенсацию за такой ущерб, то только в этом случае государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств — членов этой организации за уплату этой суммы.
Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм и т. д.