Правовой статус ООН

Один из активных разработчиков Устава ООН профессор С. Б. Крылов справедливо отмечал, что «Организация Объединен­ных Наций (в лице ее некоторых органов) обладает рядом полно­мочий и правоспособностью в отдельных международно-правовых отношениях (в области как международного частного, так и пуб­личного права)». ООН не является конфедерацией, поскольку не обладает государственной властью. ООН не является и мировым правительством. Она с самого начала создавалась как организация сотрудничества государств в самых различных (практически во всех) областях международных отношений.

Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Ус­таве, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., со­глашениях ООН со специализированными учреждениями, Кон­венции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персо­нала 1995 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН1947 г. и во многих других международных договорах.

Согласно ст. 104 Устава Организация пользуется на террито­рии каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения своих функций и достижения своих целей.

В соответствии со ст. 1 и 2 ООН преследует следующие цели:

— поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предот­вращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;

— улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;

— развивать дружеские отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

— осуществлять многостороннее сотрудничество в разреше­нии международных проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;

— быть центром для согласования действий наций в достиже­нии этих общих целей1.

Для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

— суверенное равенство всех ее членов;

— добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;

— разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

— воздержание в международных отношениях от угрозы си­лой или ее применения как против территориальной неприкосно­венности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН;

— оказание Организации всемерной помощи во всех действи­ях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного ха­рактера;

— обеспечение Организацией того, чтобы государства, кото­рые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

— невмешательство Организации Объединенных Наций в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любо­го государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии).

Содержание и направленность целей и принципов ООН, а также ее практическая деятельность убеждают в наличии у этой Организации самостоятельной воли. Последняя необходима ООН для выполнения основных (т. е. закрепленных в ее Уставе) и про­изводных (вытекающих из резолюций главных органов Организа­ции) задач.

Конкретно основные черты правосубъектности ООН выража­ются в следующем.

Цели ООН в свою очередь следует рассматривать как важнейшие прин­ципы ее деятельности. ООН вправе заключать договоры с государствами и другими международными организациями и требовать их неукоснительно­го соблюдения. Эти договоры являются важными источниками международного публичного права (ст. 17, 26, 28, 32, 35, 43, 53, 57, 63, 64, 77, 79, 83, 85, 93 Устава ООН).

Согласно ст. 105 Устава Организация пользуется на террито­рии каждого из своих членов такими привилегиями и иммуните­тами, какие необходимы для достижения ее целей. Кроме того, представители членов ООН и ее должностные лица также пользу­ются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.

ООН является юридическим лицом и правомочна: а) заклю­чать договоры имущественного характера; б) приобретать недви­жимое и движимое имущество и распоряжаться им; в) возбуждать дела в суде.

Как субъект международного права Организация вправе предъявлять претензии юридического характера к государствам и другим международным организациям.

Организация не может быть ограничена финансовым контро­лем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода.

Согласно ст. 35 и 38 Устава ООН государства-члены доводят до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любых спорах или таких ситуациях, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, причем Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут де­лать соответствующие рекомендации.

Совет Безопасности вправе вести с государствами или группа­ми государств переговоры о заключении соглашения или соглаше­ний и заключать такие соглашения.

Согласно ст. 4 Устава Совет Безопасности вправе потребовать от члена Организации предоставления вооруженных сил во испол­нение таким государством обязательств, принятых на основании ст. 43.

Статья 64 предоставляет Экономическому и социальному сове­ту (ЭКОСОС) право заключать соглашения с членами Организа­ции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запра­шивать от Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Любой член ООН вправе иметь свое постоянное представи­тельство при ООН, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом.

Перечень качеств правосубъектности ООН можно продолжить и далее. Вместе с тем ООН не имеет качества государства, а тем более сверхгосударства.

По справедливому мнению Р. Л. Боброва, ООН — это вторичный, производный (нетипичный) субъект со­временного международного права, образованный волеизъявлени­ем суверенных государств — коренных, исконных субъектов этого права. Созданная как центр для согласования действий государств во имя мира и развития международного сотрудничества на демо­кратических началах, ООН наделена определенной международ­ной правосубъектностью, совершенно необходимой ей для осуще­ствления ее функций. Значительные черты правосубъектности ООН взаимосвязаны и образуют в целом специфическую право­субъектность, лежащую в иной правовой плоскости, чем право­субъектность государств. ООН правоспособна лишь в пределах, очерченных ее Уставом.

В настоящее время ООН является самой представительной (в нее входят 191 государство) и подлинно универсальной (по кругу решаемых проблем) межправительственной организацией. В Декларации по случаю 50-летней годовщины, принятой в октяб­ре 1995 г. на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, от­мечается, что «в XXI век ООН войдет обновленной, оснащенной и обеспеченной, чтобы эффективнее служить интересам народов, от имени которых она и была создана». ООН — это общая воля государств мира. Россия верит в Организацию Объединенных На­ций, родившуюся в середине XX в. и устремленную в XXI в.

Тем не менее жизнь требует иных подходов ООН к глобаль­ным идругим проблемам современности, особенно к операциям по поддержанию мира. Чтобы справиться со всеми проблемами, ООН сама нуждается в обновлении и адаптации к новым услови­ям, с тем чтобы она продолжала играть свою уникальную роль в сохранении и укреплении международного мира и безопасности, в объединении усилий государств для решения наиболее злобо­дневных проблем.

В Декларации тысячелетия, принятой на Саммите нового ты­сячелетия, проходившем в Нью-Йорке 6—8 сентября 2000 г., гла­вы государств и правительств сформулировали четкие указания относительного того, как адаптировать деятельность ООН к реа­лиям нового тысячелетия. «Мы приложим все усилия к тому,— от­мечается в Декларации,— чтобы превратить Организацию Объе­диненных Наций в более эффективный инструмент для решения всех этих первоочередных задач: борьбы за развитие для всех на­родов мира, борьбы с нищетой, невежеством и болезнями; борьбы с несправедливостью; борьбы с насилием, террором и преступно­стью; борьбы с деградацией и разрушением нашего общего дома». Далее в Декларации подтверждается центральное место Генераль­ной Ассамблеи как главного совещательного, директивного и представительного органа ООН, содержатся рекомендации по укреплению ЭКОСОС и Международного суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: