Международные конференции созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем. Как институт международного права и международных отношений они появились во второй половине XIX в. В настоящее время ежегодно созывается 1000 конференций. По мнению специалистов, в середине XIX в. ежегодно будет проходить примерно 50 тыс. международных конференций в год.
Международные конференции не являются международными организациями и субъектами международного права. Чаще всего их называют многосторонней или парламентской дипломатией. Любая конференция имеет строго определенные цели и задачи, которые должны соответствовать основным принципам международного права (суверенного равенства участников, сотрудничества, мирного разрешения споров и т. д.).
В последние годы наиболее важные международные конференции созываются под эгидой ООН. Согласно ст. 55 Устава эта организация содействует разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и т. п.; международному сотрудничеству в области культуры и образования. Она способствует также всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.
|
|
Чаще всего межправительственные конференции созываются для разработки и принятия международных договоров, заключенных актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений. Например, Венская встреча 1986 г. представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе одобрила Итоговый документ, в котором были определены основные направления сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, являющуюся кодексом принципов международного экологического права.
Значительное количество международных конференций созывается для обсуждения насущных проблем современности. Так, в 1995 г. состоялся девятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Определенный вклад в становление международного сотрудничества вносят конференции, созванные для обмена мнениями и информацией по конкретным проблемам и выработки соответствующих рекомендаций. Таким образом, международная конференция — это временный коллективный орган субъектов международного права, преследующий согласованные цели и имеющий определенную организационную структуру и компетенцию. Различия в наименованиях международных конференций юридического значения не имеют.
|
|
Для обеспечения успешной работы международных конференций ими принимаются правила процедуры, нормы которых относятся к внутреннему праву конференций.
Правила процедуры являются результатом согласования воль участников конференции. Зачастую они разрабатываются в жесткой борьбе и являются продуктом разумною компромисса. Правила процедуры обычно состоят из следующих основных положений.
1. Представительство и полномочия. Делегация каждого государства — участника конференции включает аккредитивных представителей и других необходимых заместителей и советников. В начале работы конференции назначается комитет по проверке полномочий. Он проверяет полномочия представителей и незамедлительно представляет доклад конференции.
2. Должностные лица. Конференция избирает из числа представителей конференции государств — участников конференции следующих должностных лиц: председателя, трех заместителей председателя и докладчика. Эти должностные лица избираются с учетом справедливого географического представительства. Правила подробно регламентируют права председателя и порядок его замены.
3. Секретариат конференции. Он обеспечивает устный период выступлений на заседаниях; получает, переводит, размножает, издает и распространяет документы; осуществляет звукозапись заседаний и обеспечивает их хранение; обеспечивает хранение и сохранность документов конференции в архивах ООН; выполняет всю другую работу, которая требуется для конференции.
4. Открытие конференции. На своем первом заседании конференция избирает председателя; утверждает правила процедуры, повестку дня; избирает должностных лиц конференции; принимает решение об организации своей работы.
5. Порядок ведения заседаний. Никто не может выступать на конференции, не получив предварительного разрешения конференции. Председатель предоставляет слово ораторам в том порядке, в каком они заявили о своем желании выступать. Секретариату поручается составление списка выступающих. Конференция может ограничить время, предоставляемое каждому оратору. Любой представитель может в любое время внести предложение о прекращении прений по обсуждаемому вопросу. Предложения и поправки по существу вопросов представляются в письменной форме в секретариат конференции, который рассылает их всем делегациям.
6. Принятие решений. Как правило, любая конференция осуществляет свою работу на основе общего согласия. Она может приступить к голосованию лишь после того, как исчерпаны все возможности для достижения общего согласия. До начала голосования председатель информирует конференцию о том, что все возможности для достижения общего согласия исчерпаны. Каждое государство — участник конференции имеет один голос. Конференция по всем вопросам существа принимает решения большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании представителей. Согласно правилам процедуры «присутствующие и участвующие в голосовании представители» обозначают представителей государств — участников конференции, голосующих «за» или «против». Представители, которые воздерживаются от голосования, рассматриваются как не участвующие в голосовании. Голосование обычно проводится поднятием руки, но если какой-либо представитель потребует поименного голосования, то оно будет проводиться в английском алфавитном порядке названия государств — участников конференции.
7. Вспомогательные органы. Помимо комитета по проверке полномочий конференция может создавать такие вспомогательные органы, которые представляются необходимыми для осуществления ее функций. Решения вспомогательных органов принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании представителей.
|
|
8. Языки и отчеты о заседаниях. Обычно языками всемирной межправительственной конференции являются английский, французский языки и язык государства, на территории которого проводится конференция. Если же конференция созывается под эгидой ООН, то языками такой конференции являются официальные и рабочий языки ООН. Однако любой представитель может выступать на языке, не являющемся языком конференции, если соответствующая делегация обеспечивает устный перевод на один из таких языков.
9. Другие участники и наблюдатели. Представители, назначенные организациями, которые получили постоянное приглашение принимать участие в работе международной конференции, имеют право участвовать в качестве наблюдателей без права голоса в работе самой конференции и ее вспомогательных органов. В работе конференции могут участвовать представители международных организаций. Наблюдатели могут выступать с краткими устными заявлениями, распространять соответствующие документы по тематике конференции.
Итогом работы конференции является принятие соответствующего документа. Чаще всего им являются заключительный акт, конвенция и рекомендации.
В заключительном акте приводится краткая история созыва конференции; перечисляются участники и должностные лица конференции; дается перечень документов, рассмотренных участниками конференции; указывается полное наименование принятого конференцией документа. Заключительный акт подписывается главой каждой из делегаций (иногда и заместителем главы). Этот документ не содержит правовых норм и, следовательно, не является юридически обязательным.
Как правило, к заключительному акту прилагается текст одобренной конференцией конвенции на одном или нескольких языках. Завершающим разделом заключительного акта является пакет резолюций и рекомендаций, адресованных государствам и международным организациям. В некоторых случаях резолюции используются как средства констатации или толкования действующих международно-правовых норм.
|
|
Международная конференция по своей тематике одобряет такие рекомендации и план мероприятий. Например, Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. утвердила Повестку дня на XXI в., состоящую из четырех разделов: социальные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; укрепление роли основных групп населения; средства их осуществления. Такого рода документы не являются обязательными. Они могут составить основу соответствующих международных конвенций.
Контрольные вопросы и задания
1. Чтотакое «право международной организации»?
2. Обладают ли межправительственные организации автономной волей?
3. Перечислите основные военно-политические организации и дайте им краткую характеристику.
4. Являются ли международные неправительственные организации субъектами международного права?
5. Каковы важнейшие итоги международной конференции?