Заключение. Одной из актуальных проблем отечественной социальной пе­диатрии является состояние физического развития детей и подростков

Раздел IV. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Одной из актуальных проблем отечественной социальной пе­диатрии является состояние физического развития детей и подростков. Физическое развитие является одним из важнейших признаков, опре­деляющих уровень развития здоровья населения. Однако показатели физического развития не являются обязательными для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позво­ляет повсеместно и постоянно следить за уровнем и динамикой физи­ческого развития отдельных групп населения по всей стране.

Под физическим развитием следует понимать комплекс мор­фологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, его структурно-механические каче­ства и выражающихся запасом его физических сил. На уровень физи­ческого развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживаю­щего в различных экономико-географических зонах, лиц разных на­циональностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприят­ных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повы­шению уровня физического развития физического развития.

Основными признаками физического развития являются:

1. Антропометрические, основанные на измерении размеров
тела скелета человека и включающие:

· соматометрические - размеры тела и его частей;

· остеометрические - размеры скелета и его частей;

· краниометрические - размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в це­лом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам отно­сятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.

3. Физиометрические, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма (обычно они из­меряются специальными приборами). В частности, к ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спидометра), мы­шечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т.д.

Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины. Клинико-диагностическое значение оцен­ки физического развития нашло свое место в так называемой консти­туциональной диагностике, т.е. определении конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Показатели физического развития используются для вы­явления антропометрических маркеров (признаков) риска ряда заболе­ваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.

Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оз­доровительных мероприятий. Они необходимы для определения ре­жима жизни и физической нагрузки ребенка. Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных воз­можностей ребенка, используется в судебно-медицинской практике. В статистике ряд антропометрических показателей являются важнейши­ми критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и т.д. В гигиене показатели физического развития помо­гают определить годность к военной службе и роду войск.

Физическое развитие имеет важное медико-социальное значе­ние. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Нарушение физического разви­тия могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определе­ния уровня социального риска семьи, выделения социально неблаго­получных семей, требующих мер медико-социального воздействия.

Изучение физического развития включает в себя:

· изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;

· динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;

· разработку мер региональных возрастно-половых стан­дартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;

· оценку эффективности оздоровительных мероприятий.

В зависимости от цели исследования программы оценки физи­ческого развития варьируют в широких пределах - от оценки лишь массы, длины тела и окружности груди до анализа 60 измерительных и описательных признаков. Однако независимо от объема признаков для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандарт­ных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

Антропометрия проводится с помощью специальных инстру­ментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, толстностных и скользящих циркулей, циркулей-калиперов и т.д. Для антропоскопии используются шкалы, муляжи, схемы. Физиометрию проводят на спе­циальных приборах. Для оценки физического развития может быть использована фотография (метод стереофотограммометрии).

Наблюдение за физическим развитием детей начинается с мо­мента рождения и регулярно продолжается в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждения, школах в сроки, установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в первичную медицинскую документацию. У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится.

Для изучения, анализа и оценки физического развития приме­няются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблю­дения.

Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индиви­дуальные антропометрические данные суммируются; при обработке получают средние данные физического развития на определенный мо­мент, характеризующие данную группу.

Индивидуализирующий метод представляет собой тип «про­дольного» длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых лю­дей различного возраста и пола. Полученные средние показатели яв­ляются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов физического развития не суще­ствует. Различные условия жизни в различных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стан­дарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.

Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определение сте­пени отклонений от средних величин. Антропометрические показате­ли, взятые в отдельности, не могут полно охарактеризовать уровень физического развития организма. Оценка физического развития должна осуществляться по совокупности всех морфологических и функ­циональных признаков с учетом других показателей здоровья.

Физическое развитие имеет выраженную социальную обуслов­ленность. Уровень социального благополучия отражается на показа­телях физического развития населения и, в первую очередь, детей. В период после революции 1917 года и Гражданской войны показатели физического развития населения улучшались. В годы Великой Отече­ственной войны наблюдалось снижение уровня физического развития. Особенно значительное отставание наблюдалось у детей в районах временной оккупации. Специальные меры государства по ликвидации санитарных последствий войны способствовали быстрому восстанов­лению уровня физического развития. Уже с 1946 г. выявились поло­жительные сдвиги в показателях физического развития, а к 1950 г. почти по всем возрастным группам было отмечено восстановление по­казателей довоенного уровня.

В настоящее время показатели физического развития детей значительно ухудшились. Дети с избыточной массой тела составляют около 20%. Около 50% детей имеют выраженные отклонения или от­носятся к пограничной группе, имеющей несоответствие одного или нескольких антропометрических показателей. За период с 1991 по 2000 г. в России возросло число детей с дефицитом массы тела, в то время как численность детей с ожирением осталась практически на том же уровне.

Для детей недостаточное поступление в организм белков, жи­ров, минеральных солей, витаминов отрицательно сказывается на всех видах обмена, а, следовательно, и на параметрах физического разви­тия. По всей вероятности, недостаток белка (основного пластического материала) в рационе питания современных детей привел к снижению мышечной массы, т.е. к снижению массы тела. Дети с дефицитом мас­сы тела имеют более высокие показатели заболеваемости практически по всем классам болезней, за исключением болезней системы крово­обращения, эндокринной патологии, которая чащ с избыточной массой тела. У последних также чаще регистрируются и воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки. У детей астенического телосложения достаточно высок уровень психических расстройств, снижена общая и иммунологическая реактивность, по­вышен риск хронизации заболеваний.

Одним из путей преодоления указанных негативных тенденций является оптимизация физического воспитания в общеобразователь­ных учреждениях и в семье, организация рационального питания.

В последнее десятилетие для большинства экономически раз­витых стран характерен процесс акселерации.

Акселерация (от лат. - ускорение) - ускорение роста и раз­вития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколе­ниями. Это понятие введено в 1935 г. немецким ученым Кохом.

Акселерация получила наиболее четкое проявление во второй половине XX в. Так, если в 1940-1941 гг. масса тела детей удваивалась к 5-6 мес., то в 1965 - 1973 она стала удваиваться в возрасте 4-5 мес. Если смена молочных зубов на постоянные в 1953 г. начиналась с 6-7 лет, то в 1984 г. она стала происходить с 5-6 лет. Существенно изме­нились сроки полового созревания. В XX в. возраст наступления мен­струаций каждые 10 лет уменьшался в среднем на 4 мес. и в 1974 г. со­ставил 12 лет и 7 мес. Отмечается ускорение развития вторичных по­ловых признаков.

Помимо этого у детей и подростков наблюдается более ранняя морфологическая стабилизация. Процесс окостенения заканчивается у мальчиков на 2, а у девочек на 3 года раньше, чем в 30 годы XX в. В более короткие сроки происходит завершение роста: у девушек в 16-17 лет и у юношей в 18-19 лет завершается окостенение длинных трубча­тых костей и прекращается рост в длину. Мальчики г. Москвы в воз­расте 13 за 80 лет (с 1890 по 1970 г.) стали выше на 16 см, а девочки - на 14,8 см. Следствием ускоренного развития детей и подростков яв­ляется достижение более высоких конечных размеров тела у взрослых, увеличение длительности фертильного периода.

Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией. При гармонической акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологиче­ского созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акселерации ускорение роста может не сопро­вождаться ускорением созревания, полового развития, что создает тенденцию к грацилизации.

Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов. Обсуждаются следующие варианты:

· улучшение питания детей (увеличение потребления животных
белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных
детей);

· более интенсивная инсоляция;

· урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает
ЦНС и активизирует ее тройные функции;

· генетический эффект (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т.е. со свойством гибридов первого поколения превосходить по
ряду признаков лучшую из родительских форм).

Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное воздействие - биологических и социальных факторов.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положи­тельный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современными медиками, а именно:

· более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных матерей», числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);

· необходимость установления новых норм трудовой, физиче­ской нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и
предметов обихода;

· нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки между нормой и патологией;

· диссоциация между продольным ростом и ростом поперечни­ков тела создает тенденцию к грациализации тела и росту числа ос­ложнений в родах.

Есть данные о том, что акселерационные сдвиги носят перио­дический характер и имеются кратковременные периоды стабилиза­ции. Однако проследить процесс акселерации в историческом аспекте весьма сложно, так как отсутствуют достоверные данные о показате­лях физического развития поколений, живших в прошлые века, и за­ключение можно делать только на основании косвенных сведений.

В 80-х годах стали появляться сообщения о стабилизации про­цесса акселерации. Вначале эту тенденцию отметили ученые Норве­гии, Германии, Чехословакии, Италии, Японии, а затем и других эко­номически развитых стран. По данным Л.В. Эрмана, в Санкт-Петербурге начиная с 1993 г. также наблюдается приостановка этого процесса. Прогнозируя динамику акселерации, можно предположить, что в экономически развитых странах в начале XXI в. произойдет за­метное ее замедление (появился даже термин «деселерация» - явление, обратное акселерации, однако в развивающихся странах ожидается продолжение акселерации.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение физического развития населения.

2. Какие основные методы изучения физического развития вы знаете?

3. Перечислите основные типы телосложения.

4. Что такое акселерация? Каковы ее основные причины?

Комплексная характеристика состояния здоровья населения основывается на изучении и оценке демографических показателей, данных статистики заболеваемости, инвалидности и физического раз­вития отдельных групп населения. Каждая из этих групп показателей имеет важное значение для характеристики здоровья населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: