Номинализм и реализм в средневековой философии

Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках Церкви была организация образования. Школы в основном были при монастырях и соборных капи­тулах, существовали также придворные школы. Преподавание велось пре­имущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складыва­лись основы педагогической и научной системы, которая получала наз­вание схоластики, т.е. школьной учености.

У истоков схоластики стоял Боэций /480-524/, которого позднее называли "отцом схоластики". Он предложил систему обучения, которая включала две группы наук: тривиум /"трехпутье"/, в который входили грамматика, риторика и диалектика /логика/ и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики /"музыки"/ и астроно­мии. Изучение этих наук должно предшествовать изучению теологии.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Эта проблема обсуждалась еще в ан­тичной философии и через творчество Боэция перешла в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противоположных направле­ния - реализм и номинализм. Реализм утверждал, что универсалии /все­общее/ являются духовными сущностями и существуют реально. Здесь можно увидеть перекликающиеся с Платоном мотивы. В крайнем варианте реализм исходил из того, что реально существует только общее, а индивидуальное реально не существует, оно лишь кажется существующим, есть не более чем обман чувственного восприятия.

Номинализм /лат. номина - имя/ утверждал, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номина­лизм утверждал, что общее - это только имена, слова и не имеет ни­какого значения вне языка.

Кроме крайних форм существовали и умеренные варианты реализма и номинализма. Некоторые реалисты признавали, что общее есть и в са­мих вещах; некоторые номиналисты считали, что вещи объединяются в классы на основе повторяющихся у них свойств. Общее как понятие /концепт/ обозначает классы вещей.

Философские споры между реалистами и номиналистами привлекли к себе настороженное внимание церкви, так как могли поставить на об­суждение догмат о едином Боге и его трех ипостасях.

Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена /ок. 810 - ок. 877/. Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творящая природа - Бог; затем – вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая - порожденная Богом совокупность первообразов, идей всех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Затем - третья природа - сотворенная и не творящая – мир чувственных предметов и явлений.

Видный представитель номинализма в ранней схоластике - Росцелин /ок. 1050-1110/. Он утверждает, что действительным, реальным существованием обладают только единичные вещи. Общее есть лишь слово. Ни роды, ни виды не имеют реального существования. Конечно, язык позволяет нам создать, например, слово"белизна", но оно ничего не выражает, поскольку в действительности существуют только белые предметы.

Умеренный номинализм /концептуализм/ был предоставлен Абеляром (1079-1142),к оторый считал, что универсалии - не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до, независимо от единич­ных предметов.

В позднем Средневековье к реализму склонен Фома Аквинский (1225-1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для единичных вещей.

Представителем номинализма, наиболее известном в эту эпоху был Дунс Скот (ок. 1261-1308).Он утверждал, что реально существуют

только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип инди­видуализации, делающий одну вещь не похожей ни на какие другие.

Оппозиция реализма и номинализма имела отклики в последующей философии.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА В СХОЛАСТИКЕ

Еще в патристике утверждалось, что философия – «служанка теологии». Представитель ранней схоластики, Ансельм Кентерберийский /1003-1104/ видит основную задачу философии в оправдании вероисповедных формул средствами человеческого разума. Особое внимание он обращает на доказательство бытия Бога. Доказательства бытия Бога подразделяются на два вида. Первый - т.наз. апостериорные доказа­тельства / идущие от следствий - к их причинам; a posteriori - после опыта, на основании опыта. Мы видим различные вещи. У них есть не­наблюдаемая сущность, причина их - Бог.

Особое внимание Ансельм уделяет второму виду доказательств -априорному доказательству (a priory - до опыта, независимо от опыта). Ансельм предлагает т.наз. онтологическое доказательство, в котором бытие Бога выводится из самого понятия Бога. Доказательство строится так. Бог понимается как наибольший объект мысли, какой только возможен. Если мы о некотором объекте скажем, что он не существует, то мы уменьшим его содержание. Поскольку Бог - наиболее полное понятие, сказать, что он не существует, - противоречит самому понятию Бога. Другой вариант доказательства. Бог понимается как совершеннейшее существо. Отсюда следует, что он существует, потому что, если бы у него не было бытия, его нельзя было бы считать со­вершенным. Интересно, что современник Ансельма Гаунило выступил про­тив онтологического доказательства, проводя аналогию - можно соста­вить понятие о совершеннейшем острове, однако отсюда не следует, что он существует.

В поздней схоластике Фома Аквинский отвергает онтологическое доказательство, говоря, что из того, что мы думаем о Боге, еще не следует, что он существует. Доказательства существования Бога естес­твенным разумом могут быть только апостериорными: о существовании Бога мы можем заключать из его творений. Фома предлагает пять до­казательств существования Бога.

1. Доказательство, основывающееся на факте движения. Один предмет движим другим, другой - предшествующим третьим и т.д. Но цепь дви­гателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого "двигателя", за ним второго и т.д. и вообще не было бы дви­жения. Нужно признать существование первого двигателя - Бога.

2. Подобно тому, как не может быть бесконечной цепь движении, не может быть бесконечной цепи движущих причин. Нужно признать первич­ную производящую причину.

3.Есть понятия необходимости и случайности как взаимосвязанные понятия. Единичные вещи могут существовать либо не существовать, т.е. имеют случайный характер. Но случайные явления предполагают наличие необходимости. Следовательно, нужно принять некую необходи­мую сущность.

4.В вещах проявляются различные степени совершенства в форме бы­тия и благородства, добра и красоты. Но о различных степенях совер­шенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершен­ным. Следовательно, должно существовать нечто обладающее наивысшеп степенью совершенства.

5. В вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Эта целесообразность особенно заметна в живых сущест­вах. Все это не случайно, кто-то должен целенаправленно руководить миром.

Фома в явлениях материального мира отыскивает следствие деятельности Бога. Бог - действующая и конечная причина мира. Создав мир, Бог им непосредственно управляет, он "есть всеобщий распорядитель всего сущего".

Проблема доказательства бытия Бога из средневековой философии перешла в последующую философию. Доказательства Фомы приняты в современной религиозной философии католицизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: