Аристотель

ПЛАТОН

В основе философии Платона /427-347/ - противопоставление чувст­венно воспринимаемого и бестелесного миров, мира вещей и мира идей. Это, в частности, иллюстрируется на примере прекрасного: с одной стороны, существуют прекрасные вещи / прекрасный конь, прекрасная девушка и т.п./, а с другой, в отличие от изменчивых и преходящих прекрасных вещей существует идея прекрасного. Сами прекрасные вещи - некие копии, несовершенные воплощения идеи прекрасного. Вообще, каждому классу вещей чувственного мира соответствует его сущность, т.е. идея. Идеи образуют целый мир, они никогда и никем не порожде­ны, они неизменны, бестелесны, занимают "наднебесные места".

Кроме мира идей и мира вещей существует материя. Это - лишенный качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела, по­добно тому, как из золота можно отлить имеющие разнообразные формы изделия. Мир идеи - активное начало, материя - пассивное; мир чувст­венно воспринимаемых вещей - детище обоих. Далее Платон вводит еще один фактор - мировую душу. Она связывает мир идей и мир вещей, пра­вит ими. Наконец, есть бог, Демиург. Демиург с помощью мировой души создал космос как гармоничный соразмерный вещественный мир, все привел в порядок. Создание космоса описывается следующим образом: из бесфигурной, наунаходящейся в хаотическом движении материи Демиург сформировал четыре первоосновы - огонь, воду, воздух, землю; из них создал небо и землю, затем "путем вращения округлил космос до сос­тояния сферы".

В человеке есть тело и душа. Тело смертно, душа бессмертна. Тело создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, душа - из мировой Души. Человек на земле - странник, земная жизнь - некое испытание. Истинная жизнь начинается по ту сторону земного мира, когда душа будет жить или на островах блаженных или ее ждет наказание в Тартаре. Душа, по Платону, состоит из трех частей: разумная, страстная и вожделительная.

В гносеологии Платон различает чувственность, "правильное мнение" и знание. Как и Сократ, он считает, что знание основывается на об­щих понятиях. Для характеристики места человека в мире у специфики познания Платон предлагает знаменитую аллегорию человека в пещере. Люди прикованы в ней так, что видят только стенку, противоположную входу. Перед входом движутся разные вещи, но человек видит не их самих, а тени на стене и думает, что он видит сами вещи. /Вещи здесь – это идеи, а их тени на стенке – явления вещественного мира/.

Платон говорит, что источником истинного знания являются воспоми­нания /анамнезис/ человеческой душой того, что она знала раньше, до вселения в телесную оболочку, когда она находилась в мире идей и могла созерцать то, что происходит в мире вещей. Когда душа входит в телесную оболочку, она забывает то, что знала. Чтобы душа вспом­нила находящиеся в ней знания, нужно побудить ее к диалектике, раз­мышлениям.

В философии Платона важное место занимали его взгляды на общес­тво и государстве. Он говорит об исторических формах государства: тимократии, олигархии, демократии и тирании, считая все их дурными формами политического устройства. Им он противопоставляет проект наилучшего государства. Подобно тому, как в душе есть три части, в государстве должны быть три класса граждан: правители, воины-стражи и трудящиеся /земледельцы ремесленники и др./. Основной принцип идеального государства - справедливость: защита от врагов, снабжение всех членов общества необходимыми материальными благами, руководст­во духовной деятельностью. Платон предлагает ряд мероприятий, касающихся экономики, образования, религии. Особое внимание он уделяет классу воинов. Они не должны иметь частной собственности, у них все должно быть общим, включая женщин и детей, правители должны пройти длительную подготовку. Платон говорит: "Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не соль­ется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди, а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор… государствам не избавиться от зол".

Аристотель /384-322/ в своих сочинениях тщательно и критически анализирует концепции, созданное его предшественниками. Кроме того, он является автором ряда оригинальных идей в онтологии, гносеологии, этике, политике и других областях знаний, оказывающих серъезное влияние на последующее развитие философской мысли и науки. Отметим не­которые из них.

Аристотель предложил классификацию наук, включающую теоретичес­кие /философия, физика, математика/, практические /этика, экономи­ка, политика/ и творческую /эстетика/. Логика здесь не указана; она представляет собой необходимую подготовку /пропедевтика/ ко всем наукам.

Исходная проблема теоретических наук - проблема бытия. Бытие прежде всего выступает как то, что можно видеть, слышать, осязать и т.д., совокупность "отдельных вещей". Это бытие изучает физика. Но кроме того существует сверхчувственное бытие, которое изучает философия. Но что оно собою представляет?

Аристотель критикует концепцию Платона."Мы не можем принять, что есть некий "дом вообще" наряду с отдельными домами". Однако кроме отдельного есть всеобщее, существующее вместе с отдельным, в отдель­ном, Как нельзя представить себе существование красоты без красивых вещей, так нельзя представить и общее без отдельного. Сверхчувственное бытие как предмет философии - это всеобщее, существующее в от­дельном.

Всеобщее находит свое выражение в категориях, категории у Аристо­теля, - это и общее в самом бытии, и понятия об объективно общих ро­дах бытия. Аристотель говорит о десяти категориях: сущность, качест­во, количество, отношение, место, время, положение, обладание, дей­ствие, страдание. В эти категории могут быть включены все возмож­ные явления бытия.

Центральная категория - сущность. Содержание категории сущность у Аристотеля многоаспектно. Важный аспект сущности - сущность как основа вещей, субстанция. Понятие субстанции включает в себя мате­рию, форму и их композицию; материя - некоторое бесформенное вещество, потенция /возможность/ стать определенными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря наложению на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей. Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы - активны.

Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель указы­вает на четыре вида причин: 1/ материальная / из чего?/, 2/ формаль­ная /"что это есть?"/, 3/ движущая / откуда начало движения?/ и 4/ целевая /"ради чего?"/.

Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель использует понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.

В философии Аристотеля присутствует бог. Бог - тот фактор, бла­годаря деятельности которого из материи как потенции через наложе­ние формы образуются вещи, бог - вечный двигатель, он "притягивает" вещи к цели, совершенству. Сам бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно поставить вопрос об источнике движения бога, что недопустимо.

В натурфилософии Аристотель отрицая существование актуальной бес­конечности, принимает понятие потенциальной бесконечности, не до­пускает существования пустоты, говорит о парадоксальности времени, рисует картину мира в виде некоторого шара с Землей в центре и т.д. Аристотель изучает животный мир, говорит о "лестнице живых существ", эволюции моментов жизни / вегетативный, чувственно-моторный и интел­лектуальный/.

В гносеологии Аристотель исходит из концепции отражения. Познание идет от чувственного восприятия отдельных предметов к познанию об­щих свойств, причин. Аристотель определяет истину как соответствие суждений реальности, Аристотель - основатель логики как науки о мыш­лении, его формах и законах.

В этике Аристотель говорит о том, что "добродетель не дается нам от природы". Нравственность связана с свободным выбором поступков. Нужно избегать излишнего, найти средний путь между крайностями.

В политических взглядах Аристотель исходит из того, что человек по своей сути существо общественное. Проявление общественной сущ­ности человека приводит к образованию семьи, селения и государства. Аристотель анализирует различные формы государства, подразделяет их на правильные /монархия, аристократия, полития / и неправильные /ти­рания, олигархия, демократия/. Лучшая из форм - полития, правление зажиточного образованного среднего класса, Аристотелъ при этом счи­тает, что наилучшая форма собственности "собственность средней величины". В эстетике Аристотель считает, что важная особенность искусства подражание /мимесис/. Ио это не простое натуралистическое воспро­изведение, а обобщение, выделение существенного и создание образа того, какой должна быть действительность. Главный предмет художест­венного творчества - образы людей. Особая роль искусства - очищение /катарсис/, освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного. Здесь важное место Аристотель отводит трагедии и музыке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: