Философия гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель /1770-1831/ завершает развитие идеализма в немецкой классической философии. Исходное понятие его философии - абсолютная идея. Абсолютная идея - это разум, мышление, но не отдельных людей; она "подлинно всеобщее всего природного, и также всего духовного","выходит за пределы всех их и составляет основание всего". Абсолютная идея деятельна, стремится к истине. Но истина не есть "отчеканенная монета", которую можно в готовом виде положить в карман. Истина постигается в процессе деятельности, поэ­тому "идея существенно есть процесс". Деятельность идеи возможна потому, что ей присуще диалектическое противоречие, отрицание самой себя, развитие.

В своем существовании и развитии абсолютная идея проходит три этапа: внутреннее саморазвитие идеи, самообъективирование ее в при­роду и человека и самопознание через человека и общество. Соответст­венно этому система Гегеля включает три части: логику, философию природы и философию духа.

Логика - наука о категориях, в которых выражается абсолютная идея. Гегель выстраивает систему категории. Первая группа категорий категории бытия. В начале системы категорий - понятие чистого бытия, которое фиксирует только факт существования идеи. Следующая катего­рия - становление. Здесь идея начинает приобретать содержание. Ре­зультат становления - категория наличного бытия. Наличное бытие да­лее характеризуется категориями качества, количества и меры.

За категориями бытия лежат глубинные связи, отражаемые катего­риями сущности. Сущность прежде всего включает в себя аспекты тож­дества, различия, противоположности и противоречия. Противоречивость сущности разрешается в категориях основания и следствия, а основа­ние представляет собой единство категории содержания и формы. Сле­дующий шаг: сущность рассматривается в ее взаимосвязи с бытием. Сущность существует в явлениях, сущность как основание явлений - закон. Единство сущности и явления далее выступает как действительность, которая характеризуется категориями возможности и необходимости. А необходимость имеет своей противоположностью случайность. Блок кате­горий сущности завершается категориями причинности и взаимодействия.

Но это не все. За сущностью скрываются категории понятия. Здесь Гегель рассматривает понятия, суждения и умозаключения, категории субъективного и объективного, истину. Категорией истины завершается

саморазвитие идеи.

После внутреннего саморазвития - инобытие идеи, природа, превра­щаясь в природу, идея опредмечивает себя в виде конечных, телесных единичностях, в том числе и человека. Идея создает природу, чтобы в ней был человек, его познание. Философия природы включает механи­ку, физику и органическую физику. Здесь говорится о пространстве, времени, движении, функциональных системах. В целом, эта часть сис­темы Гегеля весьма архаична, содержит много спекулятивных построе­ний, не всегда на уровне современного Гегелю естествознания.

Завершает систему Гегеля философия духа. Достигнув ступени духа, идея через человека приступает к самопознанию. Философия духа вклю­чает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.

Учение о субъективном духе состоит из антропологии, феноменологии и психологии. Речь идет об индивидуальном сознании, самосознании, формах знания и т.д. На уровне объективного духа развитие идеи полу­чает свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода. Гегель верит в неодолимость общественного прогресса, говорит о своеобраз­ной хитрости разума в истории, когда идея побуждает людей-эгоистов своей деятельностью способствовать целям идеи. В учении об объектив­ном духе рассматривается право, нравственность, семья, гражданское общество, государство.

Финал системы Гегеля - учение об абсолютной духе. Здесь речь идет об искусстве, религии и философии. В этих нормах абсолютная идея занимается самопознанием. В искусстве она сознает себя в чувст­венный образах, в религии - в самоуглубленных представлениях, в философии идея мыслит себя в научных понятиях. В философии - "конеч­ный пункт" развития идеи. Любопытно, что финальной формой самораз­вития, и самопознания идеи, считает Гегель, является его система.

Философия Гегеля оказала большое влияние на последующую философию, прежде всего, его учением о категориях, его диалектическими идеями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: