Философия эпохи Возрождения. Философию эпохи Возрождения прежде всего отличал ярко выраженный антропоцентризм

Философию эпохи Возрождения прежде всего отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной личности / в искусстве, политике, технике и т.д./. Аскетизму, вере в потусторонний мир противопоставлялись свет­ские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необы­чайному расцвету искусства, становлению гуманистического мировозз­рения.

Признанным родоначальником гуманизма в Италии был. поэт и философ Франческо Петрарка /1304-1374/. Видными представителями гуманизма были Джованни Боккаччо, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и др. Гуманисты сделали новые переводы античных авторов, извлекли из забвения многие их сочинения. Они утверждали необходимость развития как духовной, так и телесной стороны человека, равенство всех людей, призывали к активному образу жизни, выступали против служителей церкви.

В эпоху Возрождения формируются новые социально-политические кон­цепции. Никколо Макиавелли /1469-1527/ разрабатывает новую концеп­цию государства в противоположность господствующей до этого теокра­тической. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий - интерес. Проявления его многообразны, более всего он ви­ден в желании людей сохранить свою собственность. Сохранение ее луч­ше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой собствен­ности. Но тогда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей нужно ограничить. И тогда возникает государство для са­мозащиты людей друг от друга, а не от божественней воли, как это ут­верждалось в теократической концепции государства, Макиавелли дает советы политикам и фактически в качестве принципа государственной морали предлагает правило:"Цель оправдывает средства". Правда, он имел в виду не личный интерес правителя, а "общее благо", но об этом впоследствии часто забывалось.

К концу ХУ в. гуманистическое движение стало общеевропейским. Лидером гуманизма в ХУ1 в. стал Эразм Роттердамский /1469-1516/. Большой резонанс имела его книга "Похвала глупости" (1504), в которой, в частности, говорилось о необходимости радикальной реформы церкви.

Томас Мор /1478-1535/ в книге "Утопия" предложил идеал обществен­ного устройства. Причину всех народных бедствий он видит в существо­вании частной собственности. Правильное общество должно основываться на общественной собственности.

В позднем Возрождении наблюдаются мотива скептицизма, Мишель Монтенъ /1533-1532/, критикуя схоластику, считал, что истоки подлинного разумного философствования - в классической древности, так как ей была свойственна "свобода мыслей". Монтень призывал к развитию ума, личной убежденности.

В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, ^ля нее, в целом, характерны следующие черты.

- Пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога.

-Идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеобраз­ное органистическое мировоззрение, трактующие природу по аналогии с человеком.

- Гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия.

- Идея самодеятельности материи.

Кроме более-менее общих, у отдельных представителей натурфилософии высказываются оригинальные идеи. Николай Кузанский:. /1401-1464/ говорит о том, что нет никакого центра мира. Леонардо да Винчи /1452-1519/ утверждает, что научное познание должно основываться на опыте и исходя из опыта выявлять причинные связи явлений. Бернардино Телезио /1509-1588/ считает, что началом вещей служит материя. Но она сама по себе пассивна. Кроме нее есть еще активные силы - тепло и холод. Материя придает вещам телесность, тепло и холод дают им свойства и формы. Джордано Бруно /1548-1600/ утверждает вечность Вселенной, говорит о самодвижении материи, которая содержит в себе формы. Завершает натурфилософию эпохи Возрождения и, с другой сто­роны, является одним из основоположников естествознания Нового вре­мени Галилео Галилей /1546-1642/. Он разрабатывает принципы механи­ки, сделал ряд важных астрономических открытии. Галилей отказывает­ся от органистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геометрически-механических. Он говорит о необходимости соче­тания в научном исследовании анализа и синтеза.

На исходе эпохи Возрождения происходят реформаторские движения, инициированные Мартином Лютером /1483-1546/, который выступил про­тив римско-католической церкви, ряда ее догматов и элементов культа. При этом речь не шла об отказе от религии вообще, а о ее реформе. В основу лютеранского вероучения положен догмат о достижении "небес­ного спасения" посредством, личной веры, а не путем подчинения авто­ритету и различных приношений служителям культа. Сложилась лютеранс­кая церковь, а также ряд других протестантских конфессий. В результате реформационных движений разрушилась духовная диктатура римско-католической церкви, начинается развитие буржуазного светского мировоззрения и культуры.

11. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В XVII веке в европейской философии сформировалась оппозиция сенсуалистически-эмпирического и рационалистического направлений

Френсис Бэкон /1561-1626/ - родоначальник традиции эмпиризма в Англии- главное внимание обращает на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Для этого прежде всего нужно выявить причины, задерживающие умственный прогресс. К ним Бэкон относит разного рода «идолы», «призраки», предрассудки, которым подвержен человеческий ум. Это: присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода»), индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры»), влияние особенностей социальной жизни на человека /"идолы площади"/, склонность к вере в авторитеты /идолы театра"/.

Бэкон критикует средневековую схоластику, говоря, что нельзя пос­троить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и

т.п. Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения. Поэ­тому в основу научного познания должно быть положено изучение отдель­ных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, орга­низованного опыта, на базе чувственных данных. Затем нужно использо­вать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом является индукция. Бэкон свое понимание индуктивного метода демонстрирует на примере отыскания природы, "формы" теплоты. Когда собраны и ана­лизируются конкретные факты присутствия и отсутствия теплоты, ее различные степени у вещей, на основе этого делается обобщающий вы­вод о том, что "формой." теплоты является движение.

Рене Декарт /1590-1650/ в отличие от Бэкона разрабатывает т.наз. рационалистическую методологию. Декарт возражает против преувеличен­ных оценок роли чувственного опыта в познании; сущность вещей мы познаем иным путем. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, простых понятий и идет к все более сложным. Интуиция и дедукция - основные компоненты метода Декарта. При этом у Декарта сближаются интуиция и врожденные идеи. Врожденные идеи не зависят от чувствен­ности. К врожденным идеям Декарт относит идеи Богa, субстанции, дви­жения, аксиомы типа "две величины, равные третьей, рав­ны между собой", и т.д. В дополнение к этому Декарт вводит принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что должно исключить возможность поспешных суждений.

Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого интуитивно ясного представления. Таковым является – «cogito» /"Я мыслю"/. В этом каждый уверен. Даже если в этом усомниться, то само сомнение - акт мышления. От факта мышления мы приходим к вы­воду «cogito,ergo sum» /"Мыслю, следовательно, существую/ Следующий шаг - у нас есть представления о вещах вне нас. Но достоверны ли они? Может быть - это иллюзия? Здесь Декарт апеллирует к Богу, который не способен на обман, он - гарант истинности нашего познания. Затем Декарт выстраивает дуалистическую систему, в которой разделяет две качественно различные субстанции - природа, с ее кау­зальностью и люди, обладающие свободой воли. Для первой субстанции характерна протяженность, для второй - мышление.

Сенсуалистическая линия продолжена Гоббсом и Локком. Томас Гоббс

/1568-1679/ считает, что процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина ощущений - вне нас, внешние тела оказывают воздействия на органы чувств, вследствие чего рождаются образы их в мозге. Гоббс говорит, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которое не было бы порождено первоначально в органах ощущения. На чувственном опыте основано мышление и язык, теоретические утверждения, наука.

Отметим важную социально-политическую концепцию Гоббса. Он гово­рит о двух состояниях человеческого общества - естественном и госу­дарственном. В первом, естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями, каждый человек не только хочет сохранить свою свободу, но и склонен приобрести господство над дру­гими. Отсюда возникает война всех против всех /"человек человеку волк"/. Но затем страх за свою жизнь приводит людей к осознанию не­обходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, го­сударственному. Путем общественного договора создается государствен­ная власть, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех.

Джон Локк /I682-I704/ критикует концепцию врожденных идей. Он исходит из трех основных положении,

I/ Нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта.

2/ "Душа" /или разум/ человека при рождении есть “tabula rasa” /"чистая дощечка"/.

3/ Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. Локк показывает, как идет движение от простых идей к сложным.

Продолжил рационалистическую концепцию Барух Спиноза /1632-1667/. Он невысоко оценивает чувственный опыт, в которое много субъектив­ного, неясного. Рациональное познание, образцом которого является математико-геометрическое знание, лишено субъективизма. Но логи­ческий вывод предполагает признание некоторых интуитивных положений в качестве исходных истин. Они даются нам интуицией. Интуиция дает нам в качестве исходного понятия понятие субстанции, которая пред­ставляет собой «causa sui», т.е. причину самой себя. При этом субстан­ция оказывается своеобразным тождеством природы и Бога. Содержание субстанции выражается в ее атрибутах - существенных и всеобщих свой­ствах. /Нам известны, по Спинозе, атрибуты протяжение и мышление/, Наконец, к понятиям субстанции и атрибутов присоединяется понятие модуса - как того, что обусловлено чем-то другим. Для атрибута про­тяженности отдельный модус - конкретная протяженная вещь, для атри­бута мышления - отдельная мысль человека. Спиноза считает, что поскольку все определяется субстанцией, то в мире нет ничего случайного; субстанцией, тс в мире нет ничего случайно­го; само понятие случайности - по несовершенству нашего знания.

Примыкает к регионализму Готфрид Вильгельм Лейбниц /I646-17I6/. Сн говорит, что в основе мира лежит субстанция, которая понимается как множество монад. Монада - некоторое духовное образование, духов­ный атом, созданный Богом. Бог сотворил монады, дал им необходимые силы и предоставил им самостоятельно действовать. Кроме монад Бог сотворил и материю, как внешнюю оболочку монад. Между монадами есть изначальное согласование, предустановленная гармония. Монады разви­ваются. В человеке есть господствующая монада, то, что называют ду­шой. В душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду зна­ния. Лейбниц, как рационалист, считает, что главное в познании не эмпирические, а рациональные истины - всеобщие и необходимые. Их содержание дается интуитивно и опирается на законы логики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: